Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

теоретическая модель влияния

Разработана и апробирована теоретическая модель влияния развития профессиональной идентичности сотрудников ОВД на выбор стратегий поведения в служебных конфликтах, основу которой составляют идентификационные механизмы, направленные на достижение выраженного активного уровня профессиональной идентичности, функционирование которого основано на определяющем влиянии самосознания и его когнитивной системы (Я-концепции), связано с воздействием внешних (средовых) и внутренних (личностных) факторов, запускаемых базовыми потребностями личности.
3.Установлено, что психологическим содержанием профессиональной идентичности сотрудников ОВД являются: внешняя причинность результатов поведения и целеполагание (поведенческий компонент), самооценочное переживание тождественности, определённости и целостности (эмоционально-оценочный компонент) и самопрезентация как стремления к идентификации и обособлению (когнитивный компонент). Среди особенностей достигнутой активной профессиональной идентичности сотрудников ОВД определены такие, как сформированность основных её структурных компонентов, наличие профессиональных целей, придающих жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, удовлетворённость прожитой частью жизни, ощущение достаточной свободы выбора при построении будущего в соответствии со своими целями и представлениями. В процессе службы происходят реальные изменения профессиональной идентичности сотрудников ОВД. Значительные изменения претерпевает образ Я сотрудников, которые касаются прежде всего статусных, ролевых и функционально — деятельностных самохарактеристик, при этом практически не затрагивают эмоционально-оценочного отношения к себе. Развитие уровня профессиональной идентичности сотрудников полиции позволяет влиять на выбор предпочитаемых стратегий поведения в сторону проблеморазрешающих.
4. Выделены основные психологические условия развития профессиональной идентичности сотрудников ОВД для оптимизации выбора стратегий поведения в служебных конфликтах: рефлексивный анализ и внутреннее переживание уровня профессиональной осведомлённости; соответствие профессиональных притязаний реальным перспективам; признание окружающими содержания профессиональной самопрезентации; введение элементов ритуализации профессионального поведения; наличие опыта эмоционального переживания ситуации личностного преодоления профессиональных трудностей в интересах изменения Я-образа, основанного на самоотражении, самоотношении и саморегуляции; наличие высокопрофессионального окружения; актуализация системы профессиональных ценностей; моделирование личностного и профессионального прототипов. Обосновано использование тренинга профессиональной идентичности в качестве психологического средства для достижения выраженного активного уровня профессиональной идентичности сотрудников полиции в целях оптимизации выбора стратегий поведения в служебных конфликтах, целью которого являлось создание условий, способствующих выработке своей позиции в профессиональных, в т. ч. конфликтных ситуациях, и отношениях (своего профессионального стиля).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты являются определенным вкладом в разработку теории психологии личности и конфликтологии. Данная работа способствует углубленному изучению проблем методологии психологии и акмеологии, а также технологических основ социальной, прикладной и юридической психологии. Она является существенным вкладом в разработку методов и технологий развития профессионально важных качеств личности. В целом исследование направлено на развитие профессионализма субъектов правоохранительной деятельности и является теоретической основой повышения ее эффективности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные теоретические и эмпирические результаты служат научной основой внедрения в широкую практику технологий развития профессиональной идентичности сотрудников ОВД, оптимизации выбора проблеморазрешающих стратегий поведения в служебных конфликтах. Они также могут быть использованы в процессе адаптации молодых специалистов, индивидуального консультирования, а также в профессиональной подготовке и переподготовке сотрудников, в рамках спецкурсов и спецсеминаров по психологическому сопровождению правоохранительной деятельности, а также в курсах «Юридическая психология», «Психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности», «Психологическая работа с личным составом полиции».
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечена опорой на известные теоретико-методологические принципы психологии и акмеологии; использованием комплекса научно обоснованных методов сбора эмпирических данных, математико-статистических методов их обработки и анализа; всесторонним сопоставлением полученных данных с результатами других исследований; использованием процедур качественного и количественного анализа; экспериментальной проверкой полученных результатов в ходе эксперимента; статистической значимостью полученных данных и репрезентативной выборкой испытуемых.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения, результаты и выводы диссертационного исследования обсуждались на заседаниях проблемной группы и кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Различные аспекты диссертации и выводы доложены на научных конференциях: «Актуальные проблемы современного процесса образования в вузах» (Московский институт национальных и региональных отношений, Москва, 2009); Коченовские чтения «Психология и право в современной России» (Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, 2010), в публикациях статей и монографии, а также при разработке методических рекомендаций для Управления по морально-психологическому обеспечению ГУВД по г.Москве. Полученные данные апробированы автором при проведении занятий по курсу «Юридическая психология» в 2009-2010 учебных годах в Московском университете МВД России.

Written by admin

Июль 15th, 2011 | 8:00 дп