Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Особенности влияния профессиональной идентичности

Цель исследования – выявить особенности влияния профессиональной идентичности сотрудников ОВД на выбор стратегий поведения в служебных конфликтах и предложить средства по его оптимизации.
Объект исследования – профессиональная идентичность сотрудников ОВД.
Предмет исследования – особенности влияния профессиональной идентичности сотрудников ОВД на выбор стратегий поведения в служебных конфликтах.
В качестве гипотез исследования выдвинуто предположение, что изменение выбора стратегий поведения в служебных конфликтах сотрудников ОВД в сторону проблеморазрешающих возможно за счет развития их профессиональной идентичности. Рост уровня профессиональной идентичности влечет за собой изменение предпочтений в выборе стратегий поведения от преобладания переговорной и конфронтационной при невыраженной профессиональной идентичности к переговорной и манипулятивной с некоторым увеличением нормативной при выраженной пассивной до увеличения переговорной и нормативной при выраженной активной. Задача достижения выраженной активной профессиональной идентичности сотрудников ОВД как фактора выбора проблеморазрешающих стратегий поведения в служебных конфликтах может быть в достаточной степени эффективно решена в ходе тренинга профессиональной идентичности.
Задачи исследования
1. Обобщить состояние изученности исследуемой проблемы.
2. Разработать теоретическую модель влияния профессиональной идентичности сотрудников ОВД на выбор стратегий поведения в служебных конфликтах.
3. Определить особенности и динамику развития профессиональной идентичности сотрудников ОВД и ее влияние на выбор стратегий поведения в служебных конфликтах.
4. Выявить условия и средства, способствующие развитию профессиональной идентичности сотрудников ОВД в целях оптимизации выбора стратегий поведения в служебных конфликтах.
Теоретико-методологической основой исследования являются основные принципы, закономерности, на которые опирается акмеологическая наука: принципы системности, активности, развития, детерминизма, единства сознания и деятельности; специальные и конкретные методологические принципы акмеологии: субъекта деятельности (А.А.Бодалев, А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, Е.А.Климов, А.В.Кириченко, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова); жизнедеятельности (А.А.Бодалёв, К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Л.И.Анцыферова, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев); потенциального и актуального (А.А.Деркач, С.Л.Рубинштейн); моделирования (О.С.Анисимов, А.А.Деркач, Е.Б.Старовойтенко, Г.П.Щедровицкий); оптимизации (А.А.Деркач, Г.С.Михайлов); акмеологические исследования развития и профессионального становления личности (А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, Е.А.Климов, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, О.В.Москаленко, Е.В.Селезнева, И.Н.Семёнов, Л.А.Степнова); подходы к психолого-акмеологическому анализу профессиональной деятельности: системный (А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Б.Ф.Ломов, В.Д.Шадриков), субъектный (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, А.В.Брушлинский, С.Л.Рубинштейн), мотивационно-операциональный (В.Г.Асеев, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Н. Леонтьев), профессиографический (Е.А.Климов, Г.С. Никифоров).
Методологическую основу проведенного исследования составили научные работы, посвященные развитию профессиональной компетентности как основной, базовой проблемы акмеологической науки (А.А.Бодалев, А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова,), а также прикладных технологий личностного и профессионального развития (А.А.Деркач, А.С.Гусева, В.Г.Зазыкин, Ю.П.Зинченко, А.Г.Караяни, А.В.Кириченко, О.В. Москаленко, Е.В.Селезнева и др.).
Теоретическими предпосылками выступили также разработки в области управляющего воздействия (А.Ю.Панасюк), акмеологического воздействия (А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, А.В.Кириченко).
Эмпирическая база исследования. В исследовании использованы данные государственной и ведомственной статистики, а также материалы конкретных исследований юридических и психологических аспектов, связанных со служебными конфликтами.
В реализованном исследовании (2008-2011 гг.) приняли участие 323 сотрудника ОВД. По своему составу: 49 % -младший; 31% – средний и 20% — старший начальствующий состав, условно разделенные по практическому опыту работы: 1 группа — 34% – до 5 лет; 2 группа — 35% – до 10 лет; 3 группа — 31% – до 20 лет. Средний возраст составил 30 лет. Все сотрудники имеют высшее образование, в том числе 72% закончили вузы МВД России, остальные — гражданские заведения; 76% из них имеют специализацию по юриспруденции или правоохранительной деятельности.
В качестве методов исследования применялись: теоретический и логический анализ, обобщение, интерпретация и реинтерпретация научных данных, сравнительный анализ, контент-анализ, моделирование; эмпирические методы: беседа, интервью, анкетирование, опрос, тестирование, включенное наблюдение, самоанализ, анализ и решение конкретных профессиональных ситуаций, а также метод экспертных оценок.
При осуществлении математической обработки использовалась компьютерная программа статистического анализа и обработки Statistic 7.0.
Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна
1.Обоснована возможность рассмотрения изменения выбора стратегий поведения сотрудников ОВД в служебных конфликтах в зависимости от их профессиональной идентичности. Показано, что выбор стратегий осуществляется через систему установочных компонентов самосознания личности как результата когнитивно-эмоционально-поведенческого процесса отождествления себя с определённой профессией и профессиональным сообществом, ведущего к самостоятельному построению своего профессионального будущего, что позволило углубить научное представление о психологической сущности и содержании профессиональной идентичности сотрудника ОВД.

Written by admin

Июль 15th, 2011 | 7:59 дп