Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Преодолением выявленных объективных противоречий

Как показали проведенные экспертные опросы, достижение сотрудниками выраженного активного уровня профессиональной идентичности может рассматриваться в качестве одного из критериев их профессиональной зрелости. И напротив, отсутствие профессиональной идентичности или кризисное её состояние свидетельствуют о низкой результативности в решении профессиональных задач, в том числе разрешение служебных конфликтов. Вследствие этого возникает необходимость глубокого и всестороннего исследования особенностей развития профессиональной идентичности сотрудников органов внутренних дел и характера ее влияния на выбор стратегий поведения в служебных конфликтах.
Решение этой проблемы также напрямую связано с преодолением выявленных объективных противоречий:
— социально-психологического характера – между социальным заказом общества на высококлассных сотрудников ОВД и не в полной мере реализованными потенциальными возможностями психологической науки в решении данной задачи;
— научно-теоретического характера – между необходимостью создания научно обоснованной модели развития профессиональной идентичности сотрудников ОВД с целью оптимизации выбора ими адекватных характеру конфликтных ситуаций проблеморазрешающих стратегий поведения– и ее недостаточной теоретической разработанностью и низким уровнем методического обеспечения.
Исходя из актуальности проблемы исследования, ее недостаточной разработанности, теоретической и практической значимости была определена тема исследования, сформулированы ее цель, задачи, обоснованы объект и предмет исследования.
Состояние научной разработанности проблемы исследования. Проблема идентичности, ее социальной и личностной обусловленности, соотношение различных ее видов нашла отражение в трудах зарубежных и отечественных психологов (Э. Эриксон, Дж. Марсиа, К.Роджерс, Э. Фромм, В.А. Ядов, И.С. Кон, B.C. Мухина). В русле эго-психологии выделяется личностный аспект идентичности, представленный трудами А. Фрейд, Г. Гартман, а также взглядами А. Маслоу, К.Роджерса, Э.Фромма. В более поздних исследованиях представителей символического интеракционизма наметилась тенденция к интеграции понятий личностной и социальной идентичности (Ю.Хамбере, X. Тэджфел, Дж. Тэрнер).
В отечественной психологии наиболее полное отражение данная проблема нашла в трудах Л.Б. Шнейдер, однако представлена и в работах других ученых: Н.С. Пряжникова, О.И. Пустовита, В.Л. Примакова, Т.Г. Стефанен-ко, Н.В. Антоновой, И.В. Ивановой. Понятие «социальной идентичности» активно разрабатывается в настоящее время в русле социальной психологии В.А. Ядовым, Г.М. Андреевой, Е.П. Белинской, B.C. Агеевым, В.А. Ильиным.
Достаточно подробно разработаны проблемы профессионализма личности и деятельности (С.А. Анисимов, В. Г. Асеев, А.Г. Асмолов, А.А.Бодалев, АА. Деркач, Э.Ф. Зеер, А.С. Карпенко, Е.А. Климов, Л.Г.Лаптев, А.К. Маркова, А.С. Огнев, Н.С. Пряжников, Э.Э. Сыманюк, Л.В.Темнова).
Существует целый ряд работ, посвященных процессу профессионального становления (выбора профессии, профессионального самоопределения) (П.Р. Атутов, А.А. Вайсбург, А. Войтович, B.C. Гончаров, М.И.Дьяченко, Е.А.Климов, Н.И. Крылов, М.И. Петруша, В.А.Пономаренко, Е.Ю.Пряжникова, Н.С.Пряжников, Н.В.Самоукина, А.Г.Сейтешев, В.В.Чебышева, Е.А.Шумилин) и профессионального развития (роль представлений о профессии в формировании профессионального мастерства) (К.А. Абульханова-Славская, Л.В. Блинов, Н.Д. Боровикова, Н.В. Галкина, С. Л.Рубинштейн, В.Ф.Сафин).
С проблематикой образа профессии тесно соприкасаются исследования, направленные на изучение профессионального самосознания (Я-профессиональное) (А.А.Деркач, П.А.Корчемный. А.Н.Иноземцева, О.В.Москаленко, Ф. Мурашко. А.А. Сорокина).
Проблемы профессиональной и личностной идентичности рассматривались в исследованиях О.В.Денисовой, О.Я.Емельяновой, З.Е.Ермаковой, М.В.Карагачевой, И.Н.Кузнецовой, Н.А.Кушнир, Г.В.Ложкина, И.В.Макаровской, А.В.Микляевой, В.А.Кенига, Н.В.Курбет, М.Л.Магидович, А.С.Некрасова, В.Р.Орестовой, Е.А.Петраш, П.В.Румянцевой, Н.В.Строковой, И.Б.Субботина, В.Ф.Ульянова, И.Л.Фельдман,).
Для определения сущности феномена профессиональной идентичности сотрудников органов внутренних дел мы обратились к анализу смежных понятий в акмеологии — акме (А.А.Деркач, А.А.Бодалев, А.К.Маркова), профессионализм (А.А.Деркач), профессиональная готовность, профессиональная пригодность (В.Г.Зазыкин), профессиональное саморазвитие, самоактуализация, самоопределение (Е.В.Селезнева), профессиональное самосознание (О.В.Москаленко), профессиональное самопознание (Л.А.Степнова, Н.В.Афанасьева), профессиональная саморегуляция (М.Ф.Секач), субъект деятельности, познания и общения (К.А.Абульханова-Славская, А.А.Бодалев), профессиональная Я-концепция (В.С.Агапов).
В рамках нашей диссертации анализ научных работ (А.Н. Сухов, С.И. Ерина, Н.В. Крогиус, Н.В. Гришина. Л.А.Петровская, Ф.М. Бородкин, Н.М.Коряк, А.И.Шипилов, А.Я.Анцупов, Э.И.Киршбаум, Е.А.Рыльская, Н.И. Леонов, И.А.Ламанов, Д.Л.Моисеев, В.В.Синеок, Т.А.Солтицкая, Е.В.Зайцева, О.А.Гаврилица, В.Г.Аникина, В.О.Жданов, А.Ю.Куликов. Е.Е.Тонков, В.Н.Шаненко, А.П.Егидес, В.А.Радченко, В.Э. Утлик, Г.П.Крючков, Е.Н. Мадонова, Blake, Mouton, Burton, Deutsch, Brend и др.) показывает, что большинство исследований межличностного конфликта посвящено изучению либо самого процесса конфликтного взаимодействия (интерсубъективный подход), либо субъективным переживаниям конфликта отдельным его участником (субъектный подход). Современная же тенденция указывает на необходимость синтеза интерсубъективного и субъектного подходов, ставя проблему изучения внутриличностных структур оппонентов в конфликте, опосредующих выбор стратегии поведения в конфликте. Анализ исследований показал, что по исследованию влияния профессиональной идентичности сотрудников ОВД дел на выбор стратегий поведения в служебных конфликтах нет ни одной работы.

Written by admin

Июль 15th, 2011 | 7:58 дп