Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Специфика деятельности

Учитывая специфику деятельности таких субъектов, как индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства, необходимо разделить главу X Закона о несостоятельности 2002 года на три самостоятельные главы, где будут установлены особенности подачи заявления о признании должника несостоятельным, процедуры, применяемые к конкретному из указанных должников, порядок формирования конкурсной массы и порядок удовлетворения требований кредиторов;
— также необходимо изменить размер денежных требований, достаточный и необходимый для обращения в суд для признания соответствующего должника несостоятельным.
Третья глава «Порядок удовлетворения требований кредиторов по делам о несостоятельности физических лиц (граждан) в России и за рубежом» также состоит из трёх параграфов, освещающих особенности удовлетворения требований кредиторов в России и за рубежом по делам о несостоятельности и основные пути совершенствования современного российского законодательства о несостоятельности.
В параграфе 3.1. «Очерёдность удовлетворения требований кредиторов» проведённое исследование показало, что российское, немецкое и американское законодательство о несостоятельности предусматривают строгую очерёдность удовлетворения требований кредиторов, а также перечень лиц, чьи требований подлежат удовлетворению вне очереди. Так в США, количество очередников составляет шесть, в Германии- пять, а в России – три. Однако, несмотря на то, что российское законодательство о несостоятельности предусматривает в общем порядке всего три очереди удовлетворения требований кредиторов, тем не менее, на общем фоне рассмотренных и проанализированных законодательных систем о несостоятельности, напрашивается вывод о том, что именно российский законодатель попытался по максимуму учесть интересы всех возможных кредиторов, предусмотрев перечень внеочередных, очередных и послеочередных требований кредиторов. Тем не менее, учитывая такое большое количество предусмотренных кредиторов, удовлетворить их требования порой оказывается не всегда возможным, ввиду отсутствия прописанного механизма удовлетворения отдельных требований кредиторов, в частности это распространяется на кредиторов с неденежными требованиями. Кроме того, такая объёмная иерархия очередников по российскому законодательству лишний раз говорит о сложно устроенных конкурсных отношениях в России. В противоположность этому американское и итальянское законодательство о несостоятельности проявляет минимальный интерес к кредиторам, не уделяя особого внимания тому, насколько учтены интересы всех кредиторов и в каком порядке будет осуществляться удовлетворение их требований – как правило, такое положение характерно для стран с «продолжниковской» системой.
В параграфе 3.2. «Особенности удовлетворения требований по личным обязательствам должника» отражены особенности возникновения и порядок удовлетворения требований кредиторов по личным обязательствам должника, возникающие вследствие потребительских нужд последнего.
Анализ порядка удовлетворения требований кредиторов по делам о несостоятельности физических лиц (граждан) в России и за рубежом показал, что законодательство США (Bankruptcy Code), Италии (Regio Decreto) и Германии (Insolvenzordnung) о несостоятельности предусматривает единую очерёдность удовлетворения требований кредиторов, независимо от того, кто выступает в роли должника: юридическое или физическое лицо.
В отличие от своих зарубежных оппонентов, российский законодатель учёл характер возникающих кредитных отношений между должником и кредиторами, разделяя их на потребительские и предпринимательские, и, предусмотрев, таким образом, на законодательном уровне особый порядок удовлетворения требований кредиторов в случае несостоятельности физических лиц, в частности потребителей.
Целью последнего параграфа 3.3. «Основные направления совершенствования законодательства о несостоятельности физических лиц (граждан) в Российской Федерации» послужило выявление, на основании проведённого сравнительно-правового анализа зарубежного и российского законодательства о несостоятельности физических лиц (граждан), включая разработанный Минэкономразвития законопроект «О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина – должника», основных пробелов и недостатков действующего в России законодательства о несостоятельности и вынесение предложений, направленных на его совершенствование и на создание механизма объявления граждан – потребителей несостоятельными, учитывая при этом, и интересы кредиторов, и интересы должников.
Важно разработать и предусмотреть в Законе о несостоятельности 2002 года процедуру перевода неденежных требований в денежный эквивалент при включении данных требований в реестр требований кредиторов, опираясь на цены, указанные в представленных договорах или иных документах, а также на процент фактически выполненной работы или оказанной услуги, а в случае отсутствия таких возможностей, ориентироваться на сложившиеся аналогичные цены при возникновении подобных требований в данном регионе.
Делается вывод о целесообразности разработки и введения системы личной отработки долга должником – потребителем кредитору после объявления должника несостоятельным, а также применения личных последствий, как и в Германии, в частности ограничения свободы перемещения, нарушения неприкосновенности его переписки и телефонных разговоров на случай сокрытия несостоятельного или сокрытия имущества должника.

Written by admin

Июль 15th, 2011 | 7:50 дп