Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Законодательство Германии и Италии

Был сделан вывод о том, что законодательство Германии и Италии о несостоятельности строится по принципу неплатежеспособности должника, где важным моментом является сам факт неисполнения должником денежных обязательств.
В США при объявлении должника несостоятельным помимо неисполнения им денежных обязательств также учитывается и сумма денежных требований, то есть налицо принцип неплатежеспособности. Однако американское законодательство о несостоятельности устанавливает требования, при которых, в случае признания должника несостоятельным, также должен присутствовать и признак неоплатности.
Российское законодательство о несостоятельности по общим правилам к юридическим лицам применяет принцип неплатежеспособности, а к гражданам – неоплатности, однако, учитывая специальные нормы, становится очевидным, что и к таким гражданам, как индивидуальные предприниматели и главы крестьянских (фермерских) хозяйств также применяется принцип неплатежеспособности. Кроме того, в разработанном Минэкономразвития законопроекте «О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина – должника», уже для всех категорий граждан – должников предусмотрен принцип неплатежеспособности.
Также был сделан вывод о том, что система признаков признания должника несостоятельным и необходимая для возбуждения производства по делу о несостоятельности, предусмотренная Законом о несостоятельности 2002 года, не совпадает, что не всегда является оправданным.
Современное законодательство Германии и США о несостоятельности успешно реализует свои нормы как в отношении юридических лиц, так и физических, в том числе и потребителей. В России же и Италии субъектами несостоятельности на сегодняшний день могут быть только юридические лица и некоторые граждане, в лице индивидуальных предпринимателей и глав крестьянских (фермерских) хозяйств — в России.
Параграф 2.2. «Основные процедуры несостоятельности, применяемые по делам о несостоятельности физических лиц (граждан) по российскому и зарубежному законодательствам» посвящён особенностям применения к гражданам – должникам той или иной процедуры несостоятельности.
Проведённое исследование показало, что существующие процедуры в производстве по делам о несостоятельности в США, Германии, Италии и России, по своей структуре неодинаковы, хотя по сути наблюдаются некоторые схожие элементы: так, например, окончанием производства по делу о несостоятельности в любой из указанных стран, является конкурсное производство, принципы проведения которого в целом одинаковы (формируется конкурсная масса, после реализации которой, происходит удовлетворение требований кредиторов согласно очерёдности; оставшиеся неудовлетворённые денежные требования погашаются за некоторым исключением; должник признаётся несостоятельным); такие процедуры как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление известны только российскому законодательству о несостоятельности; нечто подобное существует в Италии и называются те процедуры: предварительное урегулирование и контролируемое управление, однако данные процедуры являются досудебными и применимы только к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Что касается в целом досудебных процедур, то законодательство Германии и США предусматривает ряд подобных процедур, которые распространяются на юридические и физические лица в целях предотвращения их несостоятельности, в том числе к досудебным процедурам в этих странах относится и мировое соглашение. В российском Законе о несостоятельности 2002 года в части применения процедур несостоятельности к тому или иному субъекту можно отметить ряд недостатков: процедуры, применяемые к отдельным гражданам – должникам на практике иные, чем те, которые перечислены в общих нормах Закона; некоторые меры, применяемые в отношении граждан-должников нецелесообразны и неэффективны, в частности – наложение ареста в ходе наблюдения на имущество крестьянского (фермерского) хозяйства; нечётко определены порядок формирования имущественной массы должника и стоимость его реализуемых активов, в том числе и стоимостной ценз имущества, входящего в конкурсную массу.
Наблюдаются особенности в инициировании производства по делам о несостоятельности: в США и Германии ходатайствовать о возбуждении производства по делу о несостоятельности может сам должник, в случае, если он просто оказался в трудном финансовом положении и предвидит свою неплатежеспособность; если же с инициативой выступают кредиторы, то они должны выполнить ряд определённых условий, закрепленных соответствующими Законами.
В России Закон о несостоятельности 2002 года предусматривает одинаковые условия подачи заявления о несостоятельности как для должников, так и для кредиторов (учитываются признаки несостоятельности и размер денежных требований).
Исследования, проведенные в параграфе 2.3. «Особенности несостоятельности индивидуальных предпринимателей и глав крестьянских (фермерских) хозяйств», позволили сделать следующие выводы:
— в связи с существующими спорами относительно статуса крестьянских (фермерских) хозяйств, в статье 2 Закона о несостоятельности 2002 года необходимо закрепить статус данного субъекта и дать следующее определение: «Крестьянское (фермерское) хозяйство – это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии, в лице и под руководством главы крестьянского (фермерского) хозяйства.»; а также внести поправки в Федеральный закон от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»: в статье 1 данного Закона дать определение крестьянского (фермерского) хозяйства, предложенное автором работы; в статье 3 этого же Закона указать, что один из членов крестьянского (фермерского) хозяйства должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя; и в статье 16 Закона также закрепить, что главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть признан один из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя;

Written by admin

Июль 15th, 2011 | 7:49 дп