Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Процессы либерализации

Процессы либерализации в советском обществе находили свое отражение и в уголовно-правовой сфере. В частности, из перечня государственных преступлений исключаются диверсия; особо опасные государственные преступления, совершенные против другого государства трудящихся; нарушение правил о валютных операциях. Перестают действовать такие хозяйственные уголовно-правовые составы, как спекуляция, предпринимательская деятельность и коммерческое посредничество. Из преступлений против порядка управления исключается распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй. В совершенно другой редакции излагается уголовно-правовой состав таких уголовных преступлений, как антисоветская агитация и пропаганда.

Однако большинство реформ носило непоследовательный характер. Резко возрастали экономические трудности. На фоне обострения обстановки в стране союзные республики требовали укрепления своих суверенных прав, заключения нового Союзного договора. В этих условиях в 1989-1990 гг. Верховным Советом СССР был принят пакет важнейших решений:

  1. «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации»;
  2. «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР»;
  3. Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик»;
  4. «Об экономической самостоятельности Литовской ССР, Латвийской ССР и Эстонской ССР»;
  5. «Об усилении ответственности за посягательства на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение единства Союза ССР»;
  6. «О свободной национальном развитии граждан СССР, проживающих за пределами своих национально-государственных образований или не имеющих их на территории СССР».

В марте 1991 г. советские граждане на референдуме высказались за сохранение СССР, однако это решение оказалось нарушенным последующим ходом событий.
В августе 1991 г. группа членов высшего государственного и партийного руководства страны объявила о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), отстранении от власти Президента СССР М.С. Горбачева и о переходе всей полноты власти в руки ГКЧП. Массовые демонстрации, митинги протеста, нерешительность ГКЧП и активные действия руководства РСФСР во главе с президентом РСФСР Б.Н. Ельциным привели к провалу путча.

Но события в августе 1991 г. привели к срыву также и «новоогаревского процесса» по подготовке нового договора о Союзном государстве. На этом фоне резко усилились настроения, связанные с выходом из состава СССР отдельных республик. В начале сентября 1991 г. руководство СССР признало независимость Латвии, Литвы и Эстонии. 8 декабря 1991 г. Президент России Б. Ельцин, Президент Украины Л. Кравчук и Председатель Верховного Совета Белоруссии С. Шушкевич в Беловежской пуще приняли решение о выходе своих республик из состава СССР, о прекращении существования СССР и учреждении Содружества Независимых Государств (СНГ). Позднее к соглашению об образовании СНГ присоединились и другие бывшие союзные республики СССР, за исключением стран Балтии. 25 декабря 1991 г. М.С. Горбачев сложил с себя обязанности Президента СССР.     

Формирование институтов российской государственности   и основные направления развития права   в период «перестройки» и реформ

Становление новых институтов российской государственности первоначально происходило в рамках СССР. В 1990 г. состоялись выборы народных депутатов РСФСР, которые на своем съезде приняли ряд принципиальных решений. 12 июня 1990 г. была принята Декларация независимости России. Одновременно с этим съезд проголосовал за решение об изменении Конституции РСФСР и учреждении поста Президента России. 12 июня 1991 г. всенародным голосованием Президентом РСФСР был избран Ельцин Борис Николаевич (1991-1999).

Written by admin

Июль 15th, 2011 | 7:28 дп