Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Переход от территориального к отраслевому принципу управления

В 1965 г. после назначения председателем Совета министров СССР А.Н. Косыгина была предпринята попытка проведения масштабной экономической реформы. Произошел обратный переход от территориального к отраслевому принципу управления народным хозяйством. Советы народного хозяйства (совнархозы) и их объединения были вновь заменены министерствами, государственными комитетами и иными подобными общесоюзными ведомствами. Государство, не отказавшись от административно-командных методов управления экономикой, попыталось перевести предприятия на хозяйственный расчет, используя элементы самоуправления, самоокупаемости и самофинансирования.

Были частично уменьшены основные плановые показатели. В оборот были введены понятия рентабельности и прибыльности.
Однако централизация государственной власти вскоре стала доминирующей тенденцией. В 1966 г. было воссоздано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР, позже переименованное в Министерство внутренних дел СССР.

Количество министерств стремительно увеличивалось. В 1967 г. было образовано общесоюзное Министерство медицинской промышленности СССР. В 1972 г. такое узкоспециализированное ведомство, как Министерство лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР, было разделено еще на два министерства. Проводились многочисленные преобразования ведомств отраслевого управления: например, в 1972 г. Комитет по кинематографии при Совете Министров СССР был преобразован в союзно-республиканский Государственный комитет Совета Министров СССР по кинематографии.
В 1978 г. в Советском Союзе было 80 министерств и государственных комитетов (государственный комитет – специализированное ведомство отраслевого управления, подчиненное Совету Министров СССР).

Принцип двойного подчинения органов милиции (как по линии МВД, так и местным Советам) был закреплен в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 8 июня 1973 г. «Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью». Продолжалось функционирование добровольных народных дружин, действовавших на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1974 г. «Об основных обязанностях и правах добровольных народных дружин по охране общественного порядка». Добровольные народные дружины оказывали серьезное содействие органам милиции (например, в деле борьбы с браконьерами).
Активную деятельность осуществлял Комитет государственной безопасности (КГБ) СССР.

В 1965 г. была создана единая централизованная система государственных органов народного контроля СССР, возглавляемая Комитетом народного контроля СССР.
В целом, сложившаяся в 1960-е гг. государственная и правовая система, механизм государственного и народнохозяйственного управления сохранялись вплоть до начала 1980-х гг. Не произошло существенных изменений и после принятия новой Конституции СССР 1977 г. Попытки отдельных реформ в первой половине 1980-х гг. были непоследовательны и противоречивы. В значительной степени это объяснялось постоянными сменами высших государственных и партийных руководителей. За непродолжительный период времени после смерти Л.И. Брежнева были избраны Генеральными секретарями ЦК КПСС и соответственно Председателями Президиума Верховного Совета СССР:

  1. Андропов Юрий Владимирович (ноябрь 1982 – февраль 1984);
  2. Черненко Константин Устинович (февраль 1984 – март 1985);
  3. Горбачев Михаил Сергеевич (с марта 1985). 

Приход к руководству страной Ю.В. Андропова породил определенные надежды на модернизацию сложившегося государственно-правового режима. Как показали принятые за небольшой срок решения, они в основном сводились к попыткам выйти из нараставшего системного кризиса в обществе и государстве за счет использования прежде всего административных методов (наведения порядка, дисциплины в стране, ужесточения ответственности кадров за порученное дело и др.). Чтобы привлечь работников промышленных предприятий к управлению народным хозяйством, в 1983 г. был принят Закон СССР «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями».

Разработка и принятие Конституции СССР 1977 г.

Решение о необходимости выработки и принятия новой Конституции СССР было принято XXII съездом КПСС (1961), который взял курс на полную победу социализма. Было объявлено, что советское государство стало общенародным. Для разработки проекта новой Конституции СССР была создана Конституционная комиссия под председательством первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева. Однако в 1960-е гг. завершить эту работу не удалось. Позднее Конституционную комиссию возглавил новый Генеральный секретарь ЦК КПСС, а позже и Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л.И. Брежнев.

Written by admin

Июль 15th, 2011 | 7:24 дп