Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Равновесная заработная плата как инструмент гармонизации социально-трудовых отношений

Сердцевина социально-трудовых отношений — вопрос о справедливости заработной платы. Этот вопрос неоднократно поднимался многими учеными и политиками.

Ульяна НАЗАРОВА — кандидат экономических наук, доцент Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан

Сделаем еще одну попытку найти ин­дикатор, позволяющий хотя бы прибли­женно определить уровень заработной платы, который можно назвать спра­ведливым для современного состояния рыночной системы.

Допустим, что это будет рыночная, равновесная ставка заработной платы, то есть такая, которая устанавливается в результате совпадения спроса и пред­ложения на рынке труда. Попробуем оп­ределить такую равновесную ставку, рассчитав ее как среднюю оплату труда по представленным в государственную службу занятости вакансиям, которые долго не задерживаются в банке дан­ных. Возьмем за оптимальный срок две недели, как время, определенное трудо­вым правом. Далее рассчитаем сред­нюю заработную плату по вакансиям, закрывавшимся в течение двух недель после занесения в базу данных, и полу­чим равновесный уровень. Как показы­вает анализ, поскольку равновесная ставка заработной платы ниже средней по соответствующей территории, но вы­ше прожиточного минимума, она может быть задействована как инструмент го­сударственного регулирования социаль­но-трудовых отношений.

Условием максимально эффектив­ного использования этого инструмента­рия выступает прежде всего расчет равновесной ставки не только по дан­ным государственной службы занятос­ти, но и по данным частных агентств. Поэтому предлагается обязать частные агентства занятости предоставлять сведения о равновесных ставках зара­ботной платы.

Можно предложить три способа оп­ределения равновесной заработной платы в зависимости от целей и задач государственного управления:

1.  Исчисление равновесной зара­ботной платы по отраслям и районам для информирования субъектов рынка, выявления «серых» заработных плат, контроля за дифференциацией в опла­те труда.

2. Корректировка общей равновес­ной ставки заработной платы согласно отраслевому коэффициенту за 5-10 лет для выявления общих тенденций на рынке и исключения конъюнктурных факторов. Так, рассчитав равновесную ставку заработной платы и скорректи­ровав ее на отраслевой коэффициент, который получается как доля средней заработной платы по отрасли в общей средней заработной плате по региону, получим равновесную ставку заработ­ной платы, с помощью которой можно оценивать долгосрочные процессы на рынке труда. При этом отраслевой ко­эффициент способен не только отра­жать, но и выравнивать тенденции эко­номического развития. Для этого мож­но повышать или понижать его значе­ние исходя из перспектив расширения занятости по отрасли и ее приоритетно­сти для народного хозяйства.

3. Исчисление равновесной ставки по конкурентным отраслям (например торговля, транспорт, сфера услуг и т.п.), то есть по тем отраслям, где боль­шинство предприятий и организаций не имеют признаков монопсонизма на рын­ке труда — ситуации, когда один работо­датель предоставляет большинство ра­бочих мест данного вида труда. Диффе­ренциация равновесной ставки по кон­курентным отраслям может также быть ориентиром для оценки степени отрас­левой дифференциации, а именно — ее допустимых пределов для экономики в целом. Например, равновесная зара­ботная плата менеджера в строительст­ве за 2006 г. по Республике Башкорто­стан составляла 10 000 рублей, а в торговле и общественном питании — 6182 рубля. Значит, дифференциация составит 1 : 0,6. Отсюда видно, на­сколько завышена имеющаяся 10-кратная отраслевая дифференциация по всей экономике.

Так же дифференциация равновес­ной заработной платы между руководи­телями и рядовыми работниками в кон­курентных отраслях покажет наиболее справедливое состояние социально-тру­довых отношений.

Расчеты в отрасли «торговля и общественное питание» по г. Уфе за 2006 год показали: если ми­нимальная равновесная заработная плата (профессия — уборщик производ­ственных и служебных помещений) со­ставила 3300 рублей, то равновесная заработная плата генерального дирек­тора в данной отрасли по г. Уфе соста­вила 40 000, то есть получилось соот­ношение примерно 1:12.

Расчеты по отрасли «строительство» за тот же период по г. Уфе показали следующее: наиболее низкая равновес­ная заработная плата (диспетчер авто­мобильного транспорта) — 4000 руб­лей, у директора предприятия — пример­но 50 000 рублей, то есть разрыв так­же в 10-12 раз. Отсюда мы можем определить меру эксплуатации: допус­тим, если при заработной плате диспет­чера в 4000 рублей у директора она будет 80 000, то делается вывод, что 40 000 — это сумма, присвоенная ди­ректором вопреки рыночным законам. С помощью равновесной ставки на уровне любой экономической единицы определяется степень эксплуатации как разница в фактическом и равновес­ном заработке.

Равновесная ставка, рассчитанная по такой методике, имеет ряд преиму­ществ по сравнению с иной информа­цией:

1. Обзор заработных плат фиксиру­ет сложившийся уровень, который от­ражает много ситуационных процессов.

Равновесная заработная плата

И поскольку у всех предприятий разные системы оплаты труда, при сравнении корректнее брать «базу», т.е. ту на­чальную ставку, которую закладывает работодатель для потенциального ра­ботника.

2.   Обзор заработных плат более тру­доемкий процесс, чем анализ банка ва­кансий, и поэтому при анализе коммер­ческими структурами задействуется ог­раниченный круг организаций. Так, к примеру, самый крупный обзор заработ­ных плат по г. Уфе, проводимый компа­нией AHKDP, охватывает 22 фирмы — при том, что только в государственной службе занятости их сотни. Ориентиро­ваться же на Госкомстат не совсем удобно, т.к. данные всегда приходят с большой задержкой, к тому же так и остаются не высвеченными все «серые» выплаты.

3.   Обзор заработных плат стоит не­дешево, и наемные работники не полу­чают доступа к такой информации.

Если же говорить о простом освещении средней заработной платы по банку ва­кансий, мы получим абсолютно беспо­лезную для наших целей информацию, поскольку половина вакансий «висят» не закрытыми от месяца до трех, а треть вакансий могут оставаться неза­крытыми более полугода.

Между тем спектр использования равновесной ставки, как инструмента гармонизации социально-трудовой сфе­ры, достаточно широк. Прежде всего, работники при его регулярном освеще­нии в СМИ получат информацию о ре­альном состоянии дел и смогут аргумен­тированно противодействовать эксплуа­тации. Эта информация способна также усилить позиции профсоюзов при отста­ивании трудовых интересов. Действи­тельно, афиширование равновесной ставки сняло бы информационную за­крытость, позволило бы наемным ра­ботникам реально оценить ситуацию и, возможно, там, где зарплата недопусти­мо низкая, заявить о пересмотре усло­вий найма.

Государственная служба должна оп­ределять равновесную ставку занятости в регионе (хотя, теоретически, со вре­менем, если территориальная диффе­ренциация существенно снизится, это можно делать и по стране), сообщать правительству, профсоюзам и давать информацию в СМИ. В проект респуб­ликанского соглашения между Федера­цией профсоюзов Республики Башкор­тостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан и Правитель­ством Республики Башкортостан на 2008 — 2010 годы уже внесено соот­ветствующее предложение.

Кроме этого, требования, предъяв­ляемые предприятиям государственно­го сектора, и рекомендации работода­телям коммерческих структур относи­тельно того, что заработная плата по­данных в службу занятости вакансий не должна быть ниже равновесной, будут способствовать качественному улучше­нию банка вакантных рабочих мест, сни­жению уровня бедности и содейство­вать эффективной занятости. Посколь­ку равновесная ставка заработной пла­ты отражает ее рыночный уровень, можно предположить, что направление в службу занятости вакансий по став­кам ниже равновесной сигнализирует о высокой вероятности того, что работо­датель будет компенсировать работнику данный разрыв путем «серых» выплат. Таким образом, заявление вакансий по ставкам ниже равновесных может быть поводом для тщательной проверки предприятия на предмет «серого» рын­ка труда. В любом случае, ориентир на равновесную ставку заработной платы увеличивает возможности контроля го­сударства за процессами на рынке тру­да и закладывает основы гармонизации социально-трудовых отношений.

Written by admin

Январь 10th, 2016 | 3:33 пп