Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Духовный механизм хозяйствования нан реализатор конкурентных преимуществ России

Россия стоит перед выбором: стать сырьевым придатком развитых стран или превратиться в реальную силу, регулирующую отношения между Западом и Востоком.

Галина КОЛПАКОВА — кандидат экономических наук, профессор, зав. кафедрой Московской государственной академии делового администрирования

Главная тенденция XXI века — глобализация заставляет по-иному взглянуть на положение России в мировом разделении труда и новой архитектуре международных отно­шений. На наш взгляд, Россия мо­жет преуспеть как государство только в том случае, если она реа­лизует исторически сложившуюся интегрирующую функцию на при­легающем евроазиатском прост­ранстве, станет цивилизационным мостом между Западом и Восто­ком. Единственным путем разви­тия России является евразийство.

Глобализация характеризуется жесточайшей конкурентной борь­бой, выжить в которой могут толь­ко государства, оптимально ис­пользующие свои конкурентные преимущества. Главное конку­рентное преимущество России — духовность. Это форма бытия чело­века, включающая в себя систему субъективности, жизненных ори­ентиров, ценностей, трансцендент­ный внутренний мир человека. Хо­зяйство есть средство духовной жизни общества. H.A. Бердяев рассматривал материальную жизнь как внутреннее явление жизни духовной. Сам труд есть проявление духа, а не материи. Дисциплина труда, его организа­ция и производительность также зависят от духовных факторов.

«Хозяйство есть обнаружение силы человеческого духа». От качества духа зависит характер хозяйства. «Хозяйство как претворение при­родных сил, как их организация и регуляция есть акт человеческого духа».

Существуют различные подходы к пониманию сущности духа:

•    нечто невещественное, опреде­ляющее человеческую жизнь (Гераклит, Платон);

•    нечто реально существующее, но неуловимое, как веяние, как дыхание (античность, индий­ская философия, египтяне);

•    творец (Ф.В. Шеллинг, Г.Н.Ф. Гегель);

•   человек (С.Н. Булгаков);

•   основа характера человека;

•   проявление божественной воли (П. Чаадаев, В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Франк и др.). Переход от экономического ме­ханизма хозяйствования к духов­ному означает реализацию такого крупного конкурентного преиму­щества России, как человеческий капитал, который в современных условиях является основным фак­тором общественного развития. Духовный механизм хозяйствова­ния — это система духовных форм, методов и инструментов организа­ции хозяйственной деятельности. Сущность его заключается в том, что он представляет собой форму реализации интеллектуальной соб­ственности в отличие от экономи­ческого механизма как формы реа­лизации частной собственности на средства производства и продукты труда. Иначе говоря, различие ме­ханизмов есть различие форм соб­ственности. Сущность интеллекту­альной собственности можно рас­сматривать на различных срезах:

•    экономическом — как систему отношений владения, распоря­жения и использования объек­тов интеллектуальной собствен­ности в хозяйственной деятель­ности;

•    социальном — как форму интел­лектуальных коммуникаций;

•    политическом — как форму вла­сти интеллектуальной элиты об­щества (экспертной, референт­ной);

•    идеологическом — как систему отношений между субъектом и объектом собственности, объек­тами собственности и субъекта­ми собственности, между субъ­ектами собственности и госу­дарством; между субъектами собственности и другими члена­ми общества.

Объектами интеллектуальной собственности, с точки зрения ав­тора, являются: интеллектуальная деятельность; ее результаты (ин­теллектуальные блага и интеллек­туальные услуги); условия (интел­лектуальные потребности и интел­лектуальные ресурсы: знания, ин­формация , интеллектуальные коммуникации); средства (интеллект, талант, творческие способно­сти личности).

Интеллектуальная собствен­ность принципиально отличается от частной тем, что является:

•    общественной (общечеловечес­кой) собственностью;

•    результатом интеллектуальной деятельности личности, реали­зации ее мыслительных способ­ностей;

•    принципиально иной формой власти, исключающей отноше­ния господства и подчинения и утверждающей отношения вза­имозависимости, ответственности, сотрудничества и коллекти­визма;

•    формой ликвидации противоре­чия между присвоением и от­чуждением, замены внешнего жесткого и тщательного контро­ля самоконтролем;

•   отрицанием товарно-денежных, рыночных отношений и др. Таким образом, духовный меха­низм хозяйствования как форма реализации интеллектуальной соб­ственности позволяет эффективно использовать человеческий (интел­лектуальный) капитал России.

Духовный механизм хозяйство­вания представляет собой мегасис- тему, состоящую из множества са­мостоятельных подсистем — от­дельных видов духовного механиз­ма хозяйствования. К ним относятся научный, политический, правовой, социальный, культур­ный, этический, идеологический, религиозный, информационный, экологический, национальный и другие механизмы. Каждый вид духовного механизма хозяйствова­ния представляет срез интеграль­ного механизма на определенном уровне и выполняет присущие ему специфические функции. Структу­ра духовного механизма хозяйст­вования — это не только и не столь­ко устойчивое соотношение эле­ментов целого, но и возможность получать путем перестановки эле­ментов и изменения взаимоотно­шений между ними новый тип ме­ханизма хозяйствования. Причем основным, с точки зрения методо­логии, в качественном изменении механизма хозяйствования высту­пает именно изменение отношений между элементами.

В условиях ин­дустриального типа цивилизации определяющую роль играл какой-либо один из механизмов (рели­гия, политика, идеология и др.). Использование духовного механиз­ма хозяйствования как реализато­ра конкурентных преимуществ России предполагает комплексное использование и развитие всех ви­дов механизмов хозяйствования как единой системы, как единого целого. Именно в этом заключает­ся специфика современного этапа развития России.

Кардинальное изменение поли­тического механизма хозяйствова­ния состоит в формировании новой национальной стратегии развития России, состоящей по сути в реали­зации колоссальных конкурентных преимуществ страны, к числу ко­торых следует отнести: мощную го­сударственную традицию; великую культуру; религию и ее главную со­ставляющую — православие; уни­кальный человеческий потенциал; наработки в области фундамен­тальной науки; богатейшие при­родные ресурсы; географическое положение; ключевую роль в ми­ровой энергетике; исторически сложившуюся интегрирующую миссию на евразийском простран­стве и т.п. Стратегической целью развития страны на среднесрочную перспективу провозглашено повы­шение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого эконо­мического роста. Важнейшим ус­ловием достижения стратегичес­кой цели является неуклонное по­вышение конкурентоспособности России.

Существенной корректировки требует идеологический механизм хозяйствования. Новая идеология означает отказ от ориентации на преодоление отставания России отведущих держав мира в сфере эко­номики и переориентация на те по­зиции, где Россия сильна. Прави­тельством Российской Федерации поставлена задача резкого повы­шения конкурентоспособности трех составляющих: человека, го­сударственных институтов и биз­неса.

Реализация новой националь­ной стратегии невозможна без пе­реориентации научного механизма хозяйствования на уникальный че­ловеческий потенциал России, со­здание инвестиционной и иннова­ционной среды, которая поставит производство новых знаний на по­ток. Это, в свою очередь, требует создания необходимой инфраст­руктуры: технико-внедренческих зон, технопарков, венчурных и ин­вестиционных фондов и т.д.

Правовой механизм хозяйство­вания призван обеспечить соответ­ствующее новой национальной стратегии изменение законода­тельной базы страны, неукосни­тельное исполнение законов.

Центральное место в новой стратегии должен занять социальный механизм хозяйствования, ориентированный на реформу сек­торов, связанных с развитием чело­веческого капитала, на рост уровня доверия граждан России к институ­там государственной власти и круп­ному бизнесу. Осуществлению этой цели способствует реализация при­оритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохра­нения, обеспечения граждан до­ступным жильем, а также развития агропромышленного комплекса.

Резко возрастает роль религиозного механизма хозяйствования. Россия — общепризнанный центр православия. Влияние правосла­вия на духовную жизнь русского народа всегда было сильным и глу­боким. Отказ от православия озна­чает изменение славянской духов­ной природы, омертвление ценно­стного ядра славянской культуры, разрушение мировоззрения, исто­рической памяти.

Не менее важную роль в новой стратегии развития России при­зван сыграть культурный меха­низм хозяйствования. Глобализа­ция по-американски означает при­знание западной культуры как единственно правильной и передо­вой, как эталона, к которому все должны стремиться. Использова­ние российских культурных форм, методов, принципов и традиций хозяйствования позволит реализо­вать национальную стратегию.

Достижению стратегических целей России призван способство­вать экологический механизм хо­зяйствования, роль которого в ус­ловиях глобализации существенно возрастает.

Не менее важная роль выпадает на долю информационного меха­низма хозяйствования, без исполь­зования которого немыслима инте­грация России в мировую экономи­ку.

Реализация новой стратегии России позволит сформировать на­циональный механизм хозяйство­вания как альтернативную модель организации общественной жизни, которая смогла бы выдержать кон­куренцию с другими моделями — американской, западно-европей­ской, японской, китайской, ислам­ской и т.п.

Written by admin

Январь 10th, 2016 | 3:31 пп