Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Природные ресурсы: пользуйся, если умеешь

Олег ИВАНОВ — доктор геолого-минералогических наук, профессор Сибирской академии государственной службы

Природные ресурсы со­ставляют более 90% националь­ного богатства России, обеспе­чивают свыше 60% экспортных поступлений в федеральный бю­джет и, что особенно важно, в подавляющей своей части нахо­дятся в государственной собст­венности.

Очевидно, что огромный при- родно-ресурсный потенциал России, являющийся основной движущей силой экономическо­го возрождения страны, требует ответственного, рационального и высокоэффективного управле­ния. Организация и реализация такого управления — одна из важнейших функций исполни­тельной власти всех уровней, один из главных приоритетов государственной службы Рос­сии.

Не менее очевидно, в свою очередь, что преподавание зна­ний о состоянии природных ре­сурсов и об управлении ими должно занимать подобающее место в системе отечественной высшей школы и прежде всего в подготовке специалистов по го­сударственному и муниципаль­ному управлению.

К сожалению, эта важнейшая задача не только не решается, но по существу даже не ставит­ся. В государственном образова­тельном стандарте (ГОС) высше­го профессионального образова­ния по специальности 061000 «Государственное и муниципаль­ное управление» полностью от­сутствуют дисциплины, кото­рые могли бы дать будущим ра­ботникам властных органов знания по состоянию природ­ных ресурсов и вопросам управ­ления ими. Подобная ситуация для страны, живущей в значи­тельной степени за счет природ­ных ресурсов, вызывает по меньшей мере недоумение.

Устранить пробел упомянуто­го стандарта проще всего путем включения в него новой обяза­тельной учебной дисциплины «Государственное управле­ние природными ресурсами». Оптимальное содержание этой дисциплины представляется следующим.

Природные ресурсы и их клас­сификации. Мировые проблемы ресурсообеспеченности. Роль природных ресурсов в экономике России. Право государственной собственности на природные ресурсы. Принципы построения государственной политики в природно-ресурсной сфере. Со­стояние в России и в мире основ­ных видов природных ресурсов: минеральных, водных, лесных, земельных, биологических, рек­реационных. Структура орга­нов государственного управле­ния природными ресурсами в России. Основные аспекты госу­дарственного управления при­родными ресурсами (с учетом специфики каждого вида): пра­вовое обеспечение управления, государственные природно-ресурсные программы, государст­венный учет природных ресур­сов, регламентация доступа пользователей к ресурсам, сис­тема платежей за их пользова­ние, государственный контроль в природно-ресурсной сфере.

Опыт преподавания данной дисциплины уже имеется. В Си­бирской академии государст­венной службы разработана со­ответствующая детальная про­грамма, читается курс лекций, издано учебное пособие.

В действующих государствен­ных образовательных стандар­тах по некоторым специальнос­тям предусматривается учебная дисциплина «Природопользо­вание». Казалось бы, в рамках этой дисциплины вполне можно дать необходимые знания. Но дело осложняется тем, что в со­держании самого понятия «при­родопользование» большинство вузовских программ и учебни­ков принципиально расходятся с официальными государствен­ными органами, которые зани­маются реальным природополь­зованием.

Если проанализировать офи­циальные документы последних лет, исходящие из центральных органов государственной власти и относящиеся к сфере природо­пользования, то сформулиро­вать определения наиболее важ­ных для данной сферы понятий, отвечающие этим документам, можно следующим образом.

Природопользование — это сфера хозяйственной деятель­ности, которая состоит в ис­пользовании, охране и воспро­изводстве природных ресурсов.

Природные ресурсы — это компоненты природной среды, природные объекты, которые используются (или могут быть использованы) при осуществле­нии хозяйственной деятельнос­ти в качестве источников энер­гии, продуктов производства, предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

Последняя формулировка практически тождественна той, которую дает действующий За­кон РФ «Об охране окружающей среды». Принципиально важ­ным является то, что к природ­ным ресурсам данный закон от­носит только те компоненты природной среды и природные объекты, которые имеют потре­бительскую ценность.

В зависимости от характе­ра используемого природного ресурса выделяют различные виды природопользования,

а именно:

•    недропользование;

•    водопользование;

•    лесопользование;

•    землепользование;

•     пользование животным миром и т.д.

Природополъзователъ — это физическое или юридическое лицо, производственная дея­тельность которого состоит в эксплуатации конкретного при- родно-ресурсного объекта в со­ответствии с предоставленным ему правом пользования.

Приведенная трактовка явля­ется наиболее распространен­ной и, что самое главное, офи­циальной. Именно в таком по­нимании термин «природополь­зование» используется в офици­альных документах.

Вместе с тем данная трактов­ка не единственная. Так, в сло- варе-справочнике «Природо­пользование», подготовленном Н.Ф.Реймерсом (1990), приво­дятся шесть определений тер­мина. По своей смысловой на­грузке они могут быть разделе­ны на две принципиально раз­личные группы. Кстати, в «Боль­шом Энциклопедическом Слова­ре» (1998) даются именно эти две трактовки.

К первой группе относятся определения, близкие к сформу­лированному нами выше. Вто­рая группа определений сводит­ся к тому, что под термином «природопользование» понима­ется вся система взаимодействия человека с окружающей природной средой. Природо­пользование. таким образом, предлагается считать понятием прежде всего экологическим. Но это лишь частная точка зрения экологов, которая не отражена в официальных экологических документах.

В Законе РФ «Об охране окру­жающей среды», в списке из 36 основных экологических поня­тий, специально перечисленных в статье 1, термин «природо­пользование» вообще отсутству­ет. В тексте же самого закона он хотя и встречается, но не как си­ноним или составная часть по­нятия «охрана окружающей сре­ды», а исключительно в значе­нии использования природных ресурсов. Иными словами, со­гласно данному закону, «приро­допользование» не принадлежит к числу основных экологических понятий.

Суть разногласий сторонни­ков первой и второй трактовок термина «природопользова­ние» можно свести к вопросу: разделять (различать) ли поня­тия «природопользование» и «охрана окружающей среды» или отождествлять (объеди­нять) их.

В органах государственной власти эти понятия четко разли­чают, что находит свое отраже­ние не только во всех официаль­ных документах МПР России, но и в названии его территориаль­ных органов. В этой связи важно подчеркнуть, что правомер­ность такого разделения опреде­лена Конституцией Российской Федерации.

С точки зрения государствен­ного управления «природополь­зование» и «охрана окружающей среды» имеют существенное различие еще и в том отноше­нии, что с первым из них связа­ны доходы бюджетов всех уров­ней, а со вторым — преимущест­венно расходы.

Трудно объяснить в свете из­ложенного выше, почему так по­лучилось, но в вузах России во­зобладала сугубо экологическая трактовка термина «природо­пользование». Фактически он отождествляется с термином «охрана окружающей среды». Типичным примером может слу­жить ГОС по специальности 351200 «Налоги и налогообложе­ние», содержание учебной дис­циплины «Природопользование» в котором представлено в следу­ющем виде.

«Предмет и задачи курса; взаимодействие общества и природной среды в процессе производства; природные ре­сурсы как важнейшие объекты охраны окружающей среды; экономическая эффектив­ность осуществления природо­охранных мероприятий; плани­рование рационального приро­допользования и охраны окру­жающей среды; финансирова­ние мероприятий по охране ок­ружающей среды и рациональ­ному природопользованию; со­циальные аспекты экономики природопользования; управле­ние природопользованием и правовая защита природной среды; научно-технический прогресс и направления улуч­шения природопользования; экономические стимулы рацио­нального использования и охра­ны природных ресурсов; основы экологического нормирования; региональные эколого-экономи­ческие проблемы Российской Федерации и других членов СНГ: международное сотруд­ничество в природоохранной де­ятельности».

Как видим, задача дать необ­ходимые знания о состоянии ос­новных видов природных ресур­сов и о специфике пользования каждым из них здесь даже не ставится. При подобном воспри­ятии природопользования, ког­да природные ресурсы препод­носятся не как основа экономи­ки страны, а «как важнейшие объекты охраны окружающей среды», рассчитывать на полу­чение полноценных природно- ресурсных знаний, конечно же, не приходится.

Вполне естественно, что в большинстве учебников по курсу «Природопользование» излагаются в основном сведе­ния не о природных ресурсах и о пользовании ими, а об охране окружающей среды. По суще­ству, эти учебники являются пособиями по экологии или, точнее, по охране окружающей среды.

Во избежание кривотолков хочется подчеркнуть, что охра­на окружающей среды — дело не менее важное для общества, чем природопользование. Просто это совершенно разные вещи, и путать их не следует.

Очевидно, что для обеспече­ния качественного преподава­ния природно-ресурсных дис­циплин в вузах России надо не­замедлительно привести суще­ствующие учебные программы и пособия по природопользова­нию в соответствие с официаль­ной трактовкой.

В целом информационная основа учебной дисциплины «Природопользование» должна быть сходна с предложенным выше содержанием дисципли­ны «Государственное управле­ние природными ресурсами». Однако при сходной информа­ционной основе обе эти дис­циплины могут заметно отли­чаться по своей целевой на­правленности настолько, на­сколько управление природны­ми ресурсами со стороны госу­дарства отличается от управ­ления ими со стороны приро- допользователя.

Таким образом, приходится с сожалением констатировать, что уровень преподавания при­родно-ресурсных знаний в вузах России явно не отвечает той ро­ли, которую природные ресурсы играют в отечественной эконо­мике. Чтобы поправить положе­ние, необходимо:

1)  ввести для ряда специаль­ностей (особенно связанных с подготовкой сотрудников госу­дарственной службы) препода­вание новой учебной дисцип­лины «Государственное уп­равление природными ре­сурсами»;

2)  привести существующие вузовские программы и учеб­ники по курсу «Природополь­зование» в соответствие с офи­циальной трактовкой данного понятия.

Written by admin

Январь 2nd, 2016 | 1:35 пп