Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Практика и теория налоговой службы

Вячеслав ПОТАПОВ — руководитель Управления МНС России по Ярославской области, государственный советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

Ирина ЛЬВОВА — кандидат экономических наук, доцент Ярославского государственного университета им. Демидова

Создание государственной налоговой службы крупного эко­номически развитого региона — это прежде всего формирование кадрового потенциала, соответст­вующего ее задачам и функциям.

Первоначально в штат Госу­дарственной налоговой инспек­ции по Ярославской области, об­разованной в соответствии с приказом Министерства финан­сов РСФСР от 25.04.90 «О функ­циях государственных налого­вых инспекций и их примерной структуре», перешли служащие финансовых органов, имеющие достаточный опыт профессио­нальной и административной деятельности и желание реали­зовать неисчерпанные еще воз­можности профессионального роста. Ряд вакансий был запол-нен оставившими свои должно­сти главными или старшими бухгалтерами государственных предприятий.

Задача, которую предстояло решить налоговым инспекто­рам первого созыва, была сформулирована законом «О Государственной налоговой службе РСФСР», принятым в 1991 г.: контроль за соблюде­нием налогового законода­тельства, за правильностью исчисления, полнотой и свое­временностью внесения в со­ответствующий бюджет госу­дарственных налогов и других платежей.

За более чем десятилетний период существования област­ной налоговой инспекции ее структура и содержание дея­тельности существенно изме­нились. В июле 1999 г. она бы­ла преобразована в Управле­ние МНС России по Ярослав­ской области. В 1998 г. в связи с ликвидацией Государствен­ного комитета по обеспечению монополии на алкогольную продукцию все выполняемые им функции были переданы налоговым органам. С 1999 г. на налоговые органы была так­же возложена обязанность проведения валютного контро­ля. В 2000 г. появилось еще од­но направление работы МНС — лицензирование деятельности по оптовой торговле табачны­ми изделиями.

В течение 2001 г. проведена мо­дернизация налоговых органов, которая сопровождалась укруп­нением инспекций и переходом на типовые организационные структуры. В результате реорга­низации на территории нашей области сложилась современная система налоговых органов. Она включает 13 районных и межрай­онных инспекций, мобилизую­щих налоговые платежи и контро­лирующих выполнение налогово­го законодательства на подведом­ственных территориях.

Каждый год на региональные налоговые органы возлагаются все новые задачи и функции: контроль за поступлением пла­тежей во внебюджетные фонды, государственная регистрация юридических лиц и др. В 2003 г. начала действовать новая упро­щенная система налогообложе­ния малого бизнеса, изменился единый налог на вмененный до­ход для определенных видов де­ятельности, введен транспорт­ный налог. В рамках подготовки бюджета 2004 г. предполагают­ся новации в части исчисления НДС, ЕСН, НДФЛ, введение тех­нических поправок в главу 25 ч.П НК РФ, регламентирующую налог на прибыль организаций, и другие изменения налогового законодательства. Как и в преж­ние годы, новые правила нало­гообложения будут проходить испытания на местах и прежде всего в районных и межрайон­ных инспекциях, подчиненных областным управлениям МНС.

Содержание труда налоговых инспекторов существенно меня­ется с внедрением в сферу нало­гообложения информационных технологий. В 2002 г. в инспек­циях области установлено более 300 современных компьютеров. В инспекциях Ярославля, Угли­ча, Рыбинска, Ростова и Тутаева смонтированы новые локальные вычислительные сети. Быстры­ми темпами развиваются сред­ства коммуникации. Одним из главных каналов общения нало­говых органов с налогоплатель­щиками становится Интернет.

В новых условиях определи­лись квалификационные требо­вания к специалисту ИМНС, со­ставляющие основу его профес­сиональной деятельности:

•     глубокое знание законода­тельного и нормативного ре­гулирования налогообложе­ния юридических и физиче­ских лиц;

•     знание основ бухгалтерского учета на предприятиях раз­ных организационно-правовых форм и видов деятель­ности;

•     понимание современных тенденций в развитии бух­галтерского учета, допуска­ющих альтернативные вари­анты оценки имущества и обязательств, составления бухгалтерских записей, фор­мирования отчетных пока­зателей;

•     знание правил налогового учета и умение соотнести их с нормативами бухгалтер­ского учета;

•     владение технологиями ком­пьютерной обработки ин­формации, консультацион­ными, бухгалтерскими и другими программами для ПЭВМ;

•     обладание коммуникацион­ными навыками, способнос­тью излагать, обсуждать и отстаивать позицию налого­вых органов в процессе обще­ния с налогоплательщиками.

Наиболее квалифицированные специалисты налоговой службы Ярославской области имеют дип­лом экономического факультета Ярославского госуниверситета им. П.Г.Демидова. Университет­ское образование получили 34 ру­ководителя инспекций, отделов и их заместителей и 42 главных специалиста налоговой службы. Как правило, они прошли обуче­ние по специальности «Бухгал­терский учет и аудит»; таких спе­циалистов более 80%.

Современный подход к обуче­нию специалистов по бухгалтер­скому учечу и аудиту предполага­ет изучение дисциплин, состав­ляющих четыре цикла: гумани­тарные и социально-экономиче­ские дисциплины, естественно­научные дисциплины, общепро­фессиональные дисциплины и специальные дисциплины.

Профессиональные навыки будущих специалистов на сту­денческой скамье формируются на основе глубоких знаний пра­воведения, философии, матема­тики, информатики, иностран­ных языков, отечественной исто­рии, экономической теории, ис­тории экономики и бизнеса и др. Подготовка экономистов в уни­верситете, и в этом ее преимуще­ство в сравнении с другими вуза­ми, позволяет привлечь для пре­подавания указанных дисцип­лин ведущих ученых, представи­телей других факультетов и меж­факультетских кафедр.

Гуманитарная, социально- экономическая и математичес­кая подготовка формирует по­нимание места и роли экономи­ки в современном мире, помога­ет осознать сложные взаимосвя­зи между сферой профессио­нальной деятельности экономи­ста (налогового инспектора) и обществом, различными груп­пами людей и их интересами.

Широкий спектр общепро­фессиональных дисциплин, включая мировую экономику, менеджмент, маркетинг, статис­тику, финансы, налогообложе­ние, теорию бухгалтерского уче­та, расширяет границы пред­ставлений об экономических (в том числе налоговых) механиз­мах общества и возможностях их развития.

При изучении специальных дисциплин, таких, как бухгал­терский финансовый учет, бух­галтерский управленческий учет, аудит, бухгалтерская фи­нансовая отчетность, анализ финансовой отчетности, боль­шое внимание уделяется разви­тию аналитического, концепту­ального мышления в противовес механическому заучиванию по­ложений действующих законо­дательных и нормативных актов и копированию технических приемов бухгалтерской работы.

Из истории известно, что еще в XIX веке преподавание техни­ки заполнения учетных регист­ров сменилось обучением сущ­ности бухгалтерского учета. Се­годня заучивание процедуры ве­дения учетных регистров стано­вится ненужным и невозмож­ным. Обычно современный под­ход к обучению связывают с ис­пользованием вычислительной техники. К этому надо добавить изучение вариантов организа­ции учета, включая выбор фор­мы бухгалтерского учета, фор­мирование регистров налогово­го учета, рабочего плана счетов и других элементов учетной по­литики предприятия.

Анкетирование работников налоговой службы из числа вы­пускников экономического фа­культета Ярославского госуни­верситета, проведенное в конце 2002г., показало, что универси­тетское экономическое образо­вание создает достаточно проч­ный запас знаний. Спустя (в среднем) 15 лет выпускники до­статочно высоко оценивают уро­вень своей теоретической подго­товки: 54% из них считают, что теоретические знания, получен­ные в вузе, достаточны для вы­полняемой ими работы: 41% по­лагает, что они недостаточны; и лишь 5% налоговых инспекторов не удовлетворены своей теорети­ческой подготовкой.

Оценка выпускниками прак­тических знаний, полученных в вузе, более осторожна. Лишь 20% из них убеждены, что эти знания достаточны для выпол­нения порученной им работы. Примерно 54% оценивают прак­тическую подготовку специали­ста на студенческой скамье как не вполне достаточную, а 26% — как недостаточную. Характер­но, что требования к практичес­кой стороне вузовской подготов­ки больше выражены у молодых специалистов, выпускников по­следних лет и заметно снижают­ся с опытом работы. Продвиже­ние по служебной лестнице из­меняет характер потребностей в знаниях и навыках: руководите­ли и главные специалисты в большей степени ощущают не­достаток теоретических знаний.

Навыки активизации накоп­ленного запаса знаний, безус­ловно, должен прививать вуз. Активные методы обучения, включая проблемные лекции, семинары, деловые игры, напи­сание курсовых и дипломных работ с элементами научно-методического поиска, всегда были неотъемлемыми элементами учебного процесса на экономи­ческом факультете университе­та. Сегодня необходимо напол­нить учебный процесс новыми задачами и современными спо­собами (форматами) их разре­шения. Например, ситуацион­ная задача по бухгалтерскому учету должна содержать усло­вия, необходимые для разреше­ния поставленной проблемы как в бухгалтерском, так и в налого­вом учете. Задача по курсу «На­логи и налогообложение» — пред­полагать расчет налоговой базы и суммы исчисленного налога при разных условиях сделки.

Большую возможность активи­зировать учебный процесс и при­близить его к нуждам хозяйст­венной практики открывают дис­циплины по выбору, удельный вес которых в современных учеб­ных планах неуклонно растет.

Удачно, например, вписалась в учебные планы подготовки бух­галтеров и менеджеров дисцип­лина «Учетная политика органи­зации», овладение которой помо­жет решать проблемы выбора ме­тодов и приемов бухгалтерского и налогового учета, допустимых действующими законодательны­ми и нормативными актами.

Опыт показывает, что к завер­шению процесса обучения сту­дент, как правило, в состоянии оценить эффективность систе­мы учета и налогообложения на предприятии и представить свои соображения на этот счет. Хорошо зарекомендовала себя практика подготовки аналити­ческих записок или письменной информации руководству эконо­мического субъекта по результа­там дипломных работ, выпол­ненных студентами по специ­альности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Новое поколение выпускников в большей степени, чем прежнее, подготовлено для решения задач в быстро меняющейся экономи­ческой ситуации. Непрерывные преобразования в сфере эконо­мики и необходимость корректи­ровать в связи с этим свои зна­ния и навыки сопровождали их в течение всего процесса обуче­ния. Для них профессиональная подготовка и переподготовка не­отделимы друг от друга.

Государственная служба, при­влекавшая ранее надежностью рабочего места и неизменнос­тью должностных обязаннос­тей. ныне приобретает иной смысл и значение в профессио­нальной карьере. Первостепен­ным становится желание углу­бить свои знания в области на­логообложения юридических лиц, приобрести практику со­ставления налоговых деклара­ций, усвоить правила работы с ИМНС. Не секрет, что налоговые органы в последние годы стали выполнять еще одну функцию, не предусмотренную норматив­ными актами, — подготовку кад­ров для коммерческих структур, включая аудиторские и консал­тинговые фирмы. На первый взгляд, это досадная потеря вре­мени и сил опытных и квалифи­цированных кадров. Процесс этот, однако, имеет и позитив­ные следствия: потеря работни­ка для ИМНС оборачивается приобретением квалифициро­ванного и законопослушного на­логоплательщика .

Налоговые органы, в сравне­нии с коммерческими структу­рами, не в меньшей, а, может быть, и в большей степени удов­летворяют потребностям кадро­вого роста специалистов. Сред­ний возраст выпускника эконо­мического факультета Ярослав­ского госуниверситета, работ­ника налоговых органов, состав­ляет 37,5 лет, из которых 9 лет отданы работе в финансовых и налоговых органах. Необходи­мы, как правило, четыре года для того, чтобы получить оче­редное повышение в должности.

Ежегодно штат инспекций МНС по Ярославской области пополняется молодыми специа­листами с университетскими дипломами. Они составляют ос­новной кадровый потенциал на­логовой службы.

Written by admin

Январь 2nd, 2016 | 1:33 пп