Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Конституционные основы СССР

К 1922 г. существовало уже две советские федерации: Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) и Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (ЗСФСР), а также две унитарные советские республики: Украинская Советская Социалистическая Республика (УССР) и Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР). Эти республики и основали в 1922 г. СССР.

30 декабря 1922 г. I Съезд Советов СССР принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик (СССР), избрал Центральный

Исполнительный Комитет (ЦИК Советов) – высший орган государственной власти СССР в период между всесоюзными съездами Советов. Таким образом, были заложены конституционные основы СССР, закрепленные Конституцией СССР 1924 г.
Верховным органом государственной власти СССР, выражавшим верховенство советского народа, стал Съезд Советов СССР (Всесоюзный съезд Советов). Сохранялась вся многоступенчатая система Советов разных уровней отдельных союзных советских республик.

В компетенцию Всесоюзного съезда Советов входили все без исключения вопросы, которые Конституцией СССР были отнесены к ведению Союза ССР. Только Всесоюзный съезд Советов был вправе изменять Конституцию СССР.

В период между Всесоюзными съездами Советов верховным органом государственной власти и управления в СССР являлся Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР. В отличие от центральных исполнительных комитетов союзных республик ЦИК СССР был двухпалатным. Союзный Совет ЦИК СССР избирался Всесоюзным съездом Советов из представителей союзных республик пропорционально населению каждой из них. В Совет Национальностей ЦИК СССР входили по пять представителей от каждой союзной и автономной республики и по одному представителю от каждой автономной республики в составе ЗСФСР (Армения, Азербайджан, Грузия) и автономной области. Совету Национальностей ЦИК СССР были переданы функции упраздненного Народного комиссариата по делам национальностей (Наркомнаца) РСФСР.

Обе палаты ЦИК СССР были равноправными, решение ЦИК СССР принималось только в случае согласия обеих палат этого органа.
ЦИК СССР, по сути, являлся органов, осуществляющим одновременно исполнительные и законодательные функции государственной власти СССР. В перерывах между съездами он осуществлял полномочия Всесоюзного съезда Советов, кроме отнесенных к исключительному ведению съезда (изменение Конституции СССР).
ЦИК СССР формировал свой Президиум, ответственный перед ЦИК СССР. Он являлся высшим союзным государственным органом в период между сессиями ЦИК СССР. В этом смысле его можно назвать коллективным главой советского государства.

Президиум ЦИК СССР образовывался из Президиума Союзного Совета ЦИК СССР (7 человек), Президиума Совета Национальностей ЦИК СССР (7 человек). Еще 7 членов Президиума ЦИК СССР избиралось на совместном заседании обеих палат ЦИК СССР.
ЦИК СССР образовывал правительство СССР – Совет Народных Комиссаров (Совнарком, СНК) СССР. Аналогично Всероссийский центральный исполнительный комитет, согласно Конституции РСФСР 1918 г., образовывал Совнарком РСФСР. СНК СССР, как и СНК РСФСР, был прежде всего исполнительным и распорядительным органом, хотя обладал и определенными законодательными функциями. Государственными органами отраслевого управления в СССР, как и в РСФСР, стали народные комиссариаты (наркоматы). По Конституции СССР все наркоматы делились на общесоюзные, объединенные (союзно-республиканские) и республиканские.

Общесоюзные наркоматы функционировали только на союзном уровне: в союзных республиках находились лишь уполномоченные этих наркоматов. К общесоюзным наркоматам относились народный комиссариат иностранных дел, народный комиссариат военных и морских дел, народный комиссариат внешней торговли, народный комиссариат путей сообщения, народный комиссариат почт и телеграфов.

Written by admin

Июнь 13th, 2011 | 11:12 дп