Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

№ 3 (115) 2009 г.

Выбраны заведующие кафедрами

Ученый совет тайным голосованием избрал заведующими кафедрами:

• государственно-конфессиональных отношений- Ольгу Юрьевну ВАСИЛЬЕВУ , доктора исторических наук, профессора;

• правового обеспечения рыночной экономики -Вениамина Федоровича ЯКОВЛЕВА , доктора юридических наук, профессора;

• управления социальными и экологическими системами Александра Яковлевича БЫСТРЯКОВА, доктора экономических наук, профессора;

• культурологии и деловых коммуникаций — Петра Николаевича КИРИЧКА , доктора социоло гических наук, профессора;

• национальной безопасности — Сергея Владимировича СМУЛЬСКОГО , доктора политических наук, профессора;

• социологии- Сергея Станиславовича ФРОЛОВА, доктора социологических наук, профессора.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ ПО ЗАКАЗУ УПРАВЛЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РФ

■ Разработка критериев оценки, механизма отбора и методик обучения для выдвижения на должности участников программы формирования резерва управленческих кадров РФ, находящихся под патронажем Президента РФ;

■ разработка предложений по созданию базы данных участников Программы формирования резерва управленческих ка дров РФ, находящихся под патронажем Президента РФ;

■ разработка комплекса мер по совершенствованию миграционной политики как фактора социально-экономического и демографическо го развития России ;

■ разработка предложений по применению механизмов, задействованных при осуществлении приоритетных национальных про-е к тов, в реализации стратегии инновационного развития РФ;

■ разработка комплекса мер по развитию системы непрерывного профессионал ьного образования в России, включая предложения по совершенствованию законодательства в этой сфере.

Ученый советрекомендовал Институту научных исследований и информации, кафедрам структурным подразделениям РАГС расширить взаимодействие с государственными органами, организациями по привлечению научно-исследовательских проек -тов по ключевым проблемам развития российской государственности.. Поддержано предложение о создании Фонда научных исследований РАГС.

НА ФЕВРАЛЬСКОМ ЗАСЕДАНИИ УЧЕНОГО СОВЕТА …

НА ФЕВРАЛЬСКОМ ЗАСЕДАНИИ УЧЕНОГО СОВЕТА АКАДЕМИИ РАССМОТРЕНЫ КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАГС

С докладом «Об итогах научно-исследовательской и информационно-аналитической деятельности Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации в 2008 году и задачах на 2009 год» выступил проректор по научной работе И.Н. БАРЦИЦ.

О приоритетных направлениях научных исследований аспирантов и докторантов на 2009-2020 гг. Ученому совету доложил заместитель директора ИНИИ В.М. ГЕРАСИМОВ.

Проректор по международным связям А.М. МАРГОЛИН сделал сообщение об итогах реализации проекта ТАСИС «Развитие финансовых рынков».

Доклад проректора по наук е И.Н. Барцица «Об итогах научно-исследовательской и информационно-аналитической деятельности Академии в 2008 году и основных задачах на 2009 год» вызвал не дежурный интерес членов Ученого совета. Думаем, что его основные положения, а также ход обсуждения восполнят любопытство тех, кто на заседании не присутствовал, но к проблеме причастен.

Расчет на хозрасчет

Докладчик подчеркнул, что прошедший год был весьма непростым для организации научных исследований в Академии. Произошли структурные преобразования в организации научной деятельности, менялись правовые и финансовые механизмы обеспечения исследовательской работы. Одновременно велся поиск новых источников заказов, который в целом завершился успешно. Заказчиками выступили Управление по вопросам государственной службы и Экспертное управление Администрации Президента России, ряд ведущих федеральных министерств и ведомств, органы исполнительной власти нескольких субъектов Федерации.

Среди других значимых исследований докладчик отметил трехлетнюю работу МИГСУ в рамках проекта ТА-СИС «Развитие финансовых рынков. Поддержка государственной политики, направленной на повышение конкурентоспособности российской экономики», взаимодействие с Федеральной миграционной службой по научно-методическому обеспечению программы содействия добровольному переселению в Россию соотечественников (оба этих проекта завершаются в 2009 г.), а также работу Центра дистанционного обучения по анализу актуальных проблем муниципальных образований по заказу Минрегионразвития.

Совместно с Минздравсоцразвития подготовлены предложения по совершенствованию системы ДПО государственных гражданских служащих, разработан комплекс методических рекомендаций, образовательных программ. В сотрудничестве с этим же министерством реализованы проекты по совершенствованию правотворческих полномочий субъектов РФ и муниципальных образований, по разработке и внедрению региональных программ поддержки и становления службы российского казачества.

Интересные проекты были реализованы кафедрами акмеологии и психологии профессиональной деятельности, политологии и политического управления.

Но Академия явно недостаточно присутствует в регионах страны и мало работает с бизнесом. Из значимых проектов на аналитическом рынке регионов России выделяются разработки стратегии социального развития Республики Саха (Якутия) кафедры труда и социальной политики, проект этой же кафедры по Программе содействия занятости Москвы на 2010-2012 годы, соглашение МИГСУ и ОАО «Транснефть» по определению показ ателей экономической эффективности строительства магистральных нефтепроводов, кафедры акмео-логии и психологии профессиональной деятельности с ООО «Га з п р о м-трансгаз» по обучению и оценке персонала с последующим отбором кандидатов в резерв руководителей.

Как видим, в сфере прикладных научных исследований и аналитических разработок Академия из года в год выполняет все больший и больший объем заказов. В 2000 г. объем НИР едва превышал миллион рублей. Сегодня мы сожалеем, что не удалось дотянуться до планки в 100 миллионов.

Докладчик пояснил, что особенность организации и проведения научных исследований в изменившихся финансовых условиях заключается в том, что трудно обеспечить системность и широту тематики. Это, в свою очередь, приводит к фрагментарности. Минимизировать ее удалось благодаря проведению ряда исследований, выполненных по заказам Управления по вопросам государственной службы и Экспертного управления Администрации Президента РФ уже практически в завершении прошлого года.

Критикуя, предлагал и…

Вместе с тем остро стоит вопрос о маркетинговой деятельности кафедр. Далеко не все участники заседания были согласны с тем, что менеджмент этих структурных подразделений Академии должен прилагать усилия к привлечению научных проектов, использовать организационные и финансовые службы Академии при их проведении. Докладчик пригласил членов Ученого совета прямо высказаться о причинах такого положения, задав совсем не риторические вопросы: может быть, руководство научным блоком не дорабатывает с точки зрения создания стимулов к научным исследованиям?

Какие недостатки в их информационном и организационном сопровождении необходимо устранить? При этом было отмечено, что без профессиональной инициативы кафедр маркетинговая политика, поиск проектов и их привлечение в РАГС обречены на все ту же фрагментарность.

Как бы предваряя контраргументы дискуссии, докладчик уточнил, что накладные на научные исследования в РАГС снижаются из года в год и достигли низшего возможного предела в 5 %. Делать НИРы в Академии выгоднее, нежели на стороне. Кроме того, прозвучало предложение, встретившее одобрительный шум в зале: Ученому совету рассмотреть вопрос о введении специальных академических надбавок преподавателям, ученым РАГС за успехи в научно-исследовательской деятельности, за вклад в научную репутацию Академии. Эта надбавки могут вводиться по итогам оценки публикаций, монографий, выступлений в средствах массовой информации. Согласились члены совета и с замечанием о том, что присутствие РАГСовской элиты в спектре изданий научно-популярного жанра, публицистике, в СМИ явно недостаточно.

Успешное развитие возможно лишь при утверждении Академии как научно-исследовательского центра страны по вопросам государственного управления в широком смысле этого слова. Такая задача предполагает формирование научно-исследовательского комплекса Академии.

В связи с этим докладчик выдвинул предложение, вызвавшее ряд вопросов (В.И. Кушлин, А.А. Деркач, Г.В. Мальцев), отражавших неудовлетворенность кафедр современной ситуацией, когда подавляющее большинство научных проектов выполнено научными центрами и структурными подразделениями, относящимися к системе управления Академией. Но это предложение как раз и заключается в том, чтобы в условиях прекращения прямого бюджетного финансирования исследований совместно наладить систему научных и организационных связей между институтами, кафедрами, научными центрами и преодолеть порог недоверия и безучастия.

Кроме того, докладчик вынес на обсуждение идею создания собственного академического Фонда научных исследований с последующим проведением конкурса на получение исследовательских академических грантов. Речь идет о поддержке исследований, финансируемых из собственных средств Академии.

Из значимых результатов работы издательства РАГС (отчет Г.Я. Фролова состоялся в декабре минувшего года) докладчик отметил продолжение серии «Государственное управление: Энциклопедии. Словари. Справочники». Были выпущены новое двухтомное издание Энциклопедии государственного управления в России, энциклопедический словарь «Муниципальное управление», подготовлен к изданию справочник под рабочим названием «Самые насущные проблемы гражданина в понятиях и терминах (о преобразованиях в системе ЖКХ)».

В Академии развивается информационная инфраструктура научной деятельности. Свое десятилетие отметил журнал «Государственная служба». С первого номера этого года журнал не просто переходит на новый формат, но и апробирует новые формы взаимодействия с кафедрами, меняет свою содержательную политику. Преобразования коснулись и другого академического журнала из так называемого списка рецензируемых ВАКом — «Социология власти». Ожидается, что уже в этом году перечень пополнится еще одним журналом с академической пропиской — «Государство. Религия. Церковь в России и за рубежом». Начато издание новой серии — «Аналитические обзоры ИНИИ РАГС».

Не меньше, но лучше Вторая часть доклада была посвящена развитию аспирантуры и докторантуры, эффективности функционирования диссертационных советов.

О качестве научной работы на этом направлении деятельности говорит сохранение высокого показателя защищае-мости диссертационных исследований. Среди аспирантов очной формы он рекордный для страны — больше 60 %.

В прошедшем году Академия завершила перерегистрацию диссертационных советов в Высшей аттестационной комиссии. Сегодня это разветвленная система из 20 высококвалифицированных экспертных коллективов. Созданы все условия для успешной подготовки диссертационных исследований по 36 научным специальностям. Этими возможностями в прошедшем году воспользовались 250 диссертантов. Было отмечено снижение числа стажировок и сокращение института соискательства за последние несколько лет более чем вдвое.

Академия заинтересована в сохранении и даже увеличении контингента аспирантов и докторантов. Так, приемом на новый учебный год предполагается увеличение числа аспирантов очной формы до 90, и заочной до 110 человек.

Тему развития направлений научных исследований продолжил начальник Управления аспирантуры и докторантуры В.М. Герасимов.

КАПИТАЛИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА

Академия, занимающая ведущие позиции в российском образовании, призвана внести вклад в реализацию Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Анализ положений этого документа показывает необходимость совершенствования направлений диссертационных исследований аспирантов и докторантов, повышения востребованности их интеллектуального продукта. Продвижению в данном направлении мешает :

1) стереотип представлений, что единственной конечной целью диссертационного исследования является получение диплома кандидата или доктора наук;

2) несформированность мотивации к инновационному типу мышления и поведения;

3) отсутствие механизма производства интеллектуального продукта, нацеленного на внесение вклада в современное, инновационное развитие общества.

Эти проблемы в целом характерны для всей страны. Так, Россия занимает третье место в мире по числу ученых и 21-е — по количеству изобретений. В этом направлении, как видим, для аспирантов и докторантов Академии широкое поле деятельности.

Не менее важно формирование тем диссертационных исследований во взаимоувязке с потребностями государственных институтов, местного самоуправления, бизнеса и гражданского общества. Только Минобрнауки РФ в рамках федеральных целевых программ (период реализации 3-5 лет) патронирует девять проектов с объемом бюджетного финансирования 2 760 млн руб. В целом по России в настоящее время реализуется около 65 федеральных программ и подпрограмм с бюджетом, превышающем триллион рублей.

По подсчетам экспертов, за счет получения патентов на научные результаты, сопряженности диссертационных исследований с темами федеральных целевых программ авторы и в целом Академия смогут получать от нескольких десятков до нескольких сотен миллионов рублей в год.

В данном направлении в Академии уже реализуется ряд проектов, действующих в новом русле. Есть опыт участия в научном сопровождении федеральных целевых программ, патентовании научных разработок.

Вместе с тем незавершенность процесса диссертационного исследования, недостаточная ориентация диссертационных исследований на запросы практики, слабое взаимодействие с мировой наукой и мировым рынком инноваций, инноведе-ний, сконцентрированность востребованных диссертационных работ в узком секторе порождает то, что многие диссертационные работы не востребованы, не запущены в общественный оборот, не получают должную капитализацию.

Переход на новый принцип формулирования тем диссертационных исследований — процесс постепенный, сложный. Он требует не только определения и уточнения списка приоритетных тем исследований, формулирования критериев отбора диссертационных исследований, формирования специализированных учебных курсов по инновациям в рамках научных специальностей, патентоведению, но и создания механизмов стимулирования этих процессов.

А главное — формирование мощного механизма продвижения интеллектуального продукта за стены Академии, на внешний рынок. Одним из механизмов могла бы стать периодическая системная рассылка в Администрацию Президента и Правительство России, министерства, субъекты Федерации, органы местного самоуправления, крупные системообразующие компании бюллетеня РАГС с темами предполагаемых и защищенных диссертационных работ.

В качестве этапов работы в данном направлении могли бы выступить: «Генерация знаний», «Разработка интеллектуального продукта» и «Капитализация интеллектуального потенциала».

■ Целями этапа «Генерация знаний» являются осуществление проблемно-ориентированных поисковых исследований в целях формирования базы для выбора значимых проектов.

■ Целью этапа «Разработка интеллектуального продукта» является создание имеющих высокий коммерческий потенциал, востребованных на внутреннем и мировом рынках научных продуктов и технологий.

■ Целями этапа «Капитализация интеллектуального потенциала» являются патентование и коммерческая реализация диссертационных разработок.

В этой связи предлагается совместно с кафедрами разработать и представить на утверждение Ученого совета проект мероприятий по приоритетным направлениям н аучных исследований аспирантов и докторантов на период до 2020 года и механизм продвижения интеллектуального продукта на рынок; войти в клуб субъектов инновационного и технического сотрудничества РАН РФ; заключить соглашение о сотрудничестве с Роспатентом и Институтом патентоведения.

В.М. ГЕРАСИМОВ —

заместитель директора ИНИИ

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПРОЕКТ РАБОТАЕТ НА АВТОРИТЕТ РАГС

В сентябре 2007 г. международный консорциум, включающий Фонд международного сотрудничества Сберегательного банка Германии, нашу Академию и Университетский центр бизнес-образования CUOA (Италия), одержал победу в тендере на реализацию проекта EuropeAid/ 121435/C/SER/RU «Развитие финансовых рынков -Поддержка государственной политики, направленной на повышение конкурентоспособности российской экономики», финансируемого Европейской комиссией в рамках программы TACIS. Основным бенефициаром проекта с российской стороны является Министерство экономического развития России.

Цели проекта заключаются в разработке рекомендаций по оценке эффективности деятельности институтов развития и их мониторинга; в создании механизмов возникновения межотраслевых и межрегиональных кластеров и поддержке сотрудничества между институтами развития федерального и регионального уровня, а также в разработке рекомендаций по трансформации российского финансового рынка в региональный финансовый центр. В рамках проекта созданы программы повышения квалификации персонала Минэкономразвития и государственных служащих, представляющих пилотные регионы, — Калужскую и Саратовскую области, Республику Саха (Якутия).

В настоящий момент есть все основания утверждать, что проект удался. Так, завершена подготовка аналитических отчетов и рекомендаций, практически полностью одобренных Европейской комиссией и Минэкономразвития. Проведены региональные совещания в Калуге и Якутске, а также пять международных конференций (две — непосредственно в Европейской комиссии и три — в РАГС). Каждый специалист, заинтересованный в информации о проекте, может ознакомиться с ней на регулярно обновляемом сайте проекта www.fin-development.ru. Реализованы пять образовательных программ для Минэкономразвития и Минрегионразвития, институтов развития и пилотных регионов. Всего в 2008 г. повышение квалификации в Германии и Италии прошли 75 человек .

Что проект дал Академии?

Прежде всего, он способствовал росту ее авторитета в Европейской Комиссии, Министерстве экономического развития РФ, Торгово-промышленной палате России (где дважды обсуждались основные рекомендации по результатам исследований) и в профессиональном экономическом сообществе, получившем н аглядное подтверждение конкурентоспособности нашей профессуры, способной выигрывать и успешно реализовывать крупные проекты.

В ходе реализации проекта 11 профессоров и доцентов РАГС получили статус экспертов, аккредитованных Европейской комиссией. Они представляют четыре кафедры: экономики и государственного регулирования рыночного хозяйства (Е.В. По-номаренко; Г.Ю. Ивлева, Р.М. Мельников); управления проектами (А.М. Марголин, С.А. Семенов, Е.А. Файн-шмидт, А.В. Суржко, А.В. Коршунов, Е.В. Степаненко), финансов и отраслевой экономики (А.Ф. Пенкин), управления социальными и экологическими системами (А.Я. Быстряков).

Следует отметить, что наши зарубежные партнеры не-одн о кр атно отмечали и зафиксировали в официальных отчетах по проекту, что российские эксперты изменили их традиционное представление о проектах ТАС^, где мнение западных партнеров, как правило, является доминирующим. Наши профессора показали себя полноценными консультантами, обладающими глубокими знаниями по всему комплексу рассматриваемых проблем.

Мы получили уникальный опыт управления подобными крупными проектами. Офис проекта работал в РАГС под руководством заместителя директора МИГСУ В.И. Колодникова в течение всего срока его реализации и справился с решением самых разнообразных проблем: от обеспечения коммуникации на нескольких языках до материально — технического обеспечения многочисленных международных конференций. Особо хочу отметить помощника руководителя группы экспертов проекта Е.М. Мельникову, чей вклад в конечный результат трудно переоценить.

Весьма показательно, что практически все зарубежные эксперты, приезжавшие в РАГС, выступили с мастер-классами и лекциями перед слушателями магистерских программ и программ МВА, осуществляемых МИГСУ. В их числе представители Сберегательного банка Германии директора проекта Ф. Фельд-ген и М. Фосс, глава Банка развития земли Бавария Р. Шмидт, руководитель группы экспертов К. Томас (Великобритания) и многие другие.

Хотя проект близок к своему завершению, есть уверенность в том, что сотрудничество с партнерами по международному консорциуму будет продолжено. Поэтому, перефразируя В. Маяковского, в заключение хочу сказать следующее: «Проекты славлю, которые есть, но трижды — которые будут».

А.М. МАРГОЛИН —

проректор по международным связям

Г.В. МАЛЬЦЕВ

Г.В. МАЛЬЦЕВ-

заведующий кафедрой государствен -ного строительства и права

— В Академии надо прежде всего развивать научные исследования. Наука первична, и никаких альтернатив я не вижу. Но и деньги тоже надо зарабатывать. Тут подход должен быть осторожным и каждый раз по каждому проекту

— индивидуальным.

АЯ. БЫСТРЯКОВ —

заведующий кафедрой управления со -циальными и экологическими систе мами

— За последние несколько лет объем научно-исследовательских работ, проводимых из внебюджетных источников, значительно вырос. Благодаря этому в сегодняшней ситуации, когда мы не имеем бюджетного ресурса на научную деятельность, мы можем достойно выглядеть в научном сообществе. У нас публикуются статьи, сборники и монографии. Другое дело, что необходимо выходить на новый уровень. Мы должны освоиться в научной нише повышения эффективности государственной службы, предлагать для реализации новейшие механизмы управления, постоянно присутствовать в качестве экспертов по нашим темам. Для этого необходимо, чтобы, например, у нас на кафедре работали несколько научных школ. А это требует ресурсов, которые мы можем заработать только сами.

Эта мысль почему-то раздражает часть моих коллег, предпочитающих работать только за счет гарантированного государственного финансирования. Но даже в лучшие годы такое финансирование было весьма ограниченным, что уж говорить в нынешний кризис…

О.Ю. ВАСИЛЬЕВА

заведующая кафедрой государственно-конфессиональных отношений — Опираясь на практику семи лет работы в нашей Академии и двадцати лет работы в РАН, хочу отметить, что во всех странах мира наука дотационна и никогда не приносит дивиденды сию секунду. Особенно гуманитарная наука. К сожалению, наша кафедра не может заказать большие исследования «на стороне». Мы занимаемся тем, что определяем стратегическое видение проблемы, ищем пути ее решения, которые представляем в виде аналитических записок и т.д. Поэтому поддержка в виде академического Фонда н аучных исследований для нас очень значима.

Хотелось бы рассмотреть западный пример: там в любом научно-исследо-в ательском институте обязательно есть директор, который занимается только поиском денег и грантов, и есть директор, который занимается только стратегией научных исследований. Мы же на кафедрах эти две функции пытаемся совместить, часто неудачно.

Но я убеждена, что творчество держится не на избытке, а на недостатке средств. Во все времена наукой занимались сподвижники. В РАН, несмотря на небольшие оклады и периоды, когда нам не платили заработную плату вообще, действовало жесткое правило подтверждения научного реноме: одна монография в три года и 8 -10 статей каждый год.

На мой взгляд, не надо говорить о том, что в нынешних условиях потеряны научные школы. На каждой кафедре идет работа, мы об этом прекрасно знаем. Однако неплохо было бы иметь какую-то общеакадемическую площадку для обменов сделанным. Например, если человек издается не в издательстве РАГС, а где-то еще, почему бы не оповещать об этом все наше академическое сообщество?

Я согласна с докладчиком, что необходимо популяризировать нашу академию. В свое время в РАН была установка — при любом участии в каком-то публичном мероприятии обязательно указ ыв ать принадлежность к Академии наук. Нарушивший это правило обычно имел большие неприятности.

И еще один важный момент: ни в одном вузе страны профессор, доцент и старший преподаватель не читают одинаковое количество часов. Потому чтс профессор должен писать статьи и книжки, старший преподаватель — вести семинары, читать лекции — он растет методически. Ведь написание статьи, монографии, если она в плане, — это очень серьезное дело, необходимо время, библиотечные, методические дни и т.д.

В ПОИСКАХ ВЗВЕШЕННОГО РЕШЕНИЯ

Дискуссия «Влияние мирового финансового кризиса на социальную ситуацию в России: оценки, проблемы, действия» показала, что мы находимся в самом начале пути поиска решений.

20 февраля в Академии собрались руководители и сотрудники Совета Федерации и Госдумы РФ, министерств и ведомств России, а также независимые эксперты. Их привело в РАГС понимание, что простых путей выхода из кризиса нет. Более того, выйти из него мы сможем, только если социальная ситуация в стране изменится самым кардинальным образом. Об этом говорил на открытии дискуссии заведующий кафедрой труда и социальной политики, профессор Н.А. Волгин.

Депутат Госдумы РФ И.Н. Габдрахманов и замруководителя Роструда А.В. Вовченко, рассказали, какие меры в нынешней ситуации принимает государство. Правда, независимые эксперты подвергли их выводы решительной критике, показав с цифрами в руках, что продолжение нынешней политики раздачи денег во всевозрастающем объеме неминуемо приведет к истощению ресурсов, спаду социальной активности, росту иждивенчества.

С другой стороны, как только руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Е.Ш. Гонтмахер заявил, что одним из путей выхода из кризиса должно стать кардинальное изменение нынешней затратной социальной политики, то тут же подвергся не менее решительной критике: люди не будут выводить из кризиса государство, которое о них не заботится.

В дискуссии прозвучали также идеи по поводу выстраивания новой молодежной политики и политики в сфере образования, изменения отношения к бизнесу, по созданию новой духовной атмосферы в обществе, основанной на реальных, а не нынешних виртуальных ценностях.

Подводя итог дискуссии, Н.А.Волгин отметил, что обсуждение было крайне полезным, прозвучавшие мнения обязательно войдут в предложения органам власти по выходу из кризиса.

Валерий ПЕРЕВАЛОВ

Written by admin

Декабрь 28th, 2015 | 4:51 пп