Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

№ 57 — Московский университет, Война. Гуманитарный фронт …

«Всякое добро происходит от просвещенного разума, а напротив того -зло искореняется» -провозглашал Указ императрицы Елизаветы Петровны от 12 января 1755 г. об учреждении Московского университета и двух гимназий при нем. Монархиня обещала свое особенное покровительство университету и выгоды по службе его достойным питомцам.

Основание Московского университета, положившее начало распространению высшего образования в России, было выдающимся событием в жизни страны и закономерным этапом в развитии культуры, образования и эволюции системы подготовки государственных служащих. История основания первого университета неразрывно связана с именами И.И. Шувалова и гениального русского ученого М.В. Ломоносова, считавшего своей главной обязанностью «распространение наук в отечестве».

19 июля 1754 г. в Сенат поступило от имени И.И. Шувалова «покорное доношение» об учреждении в Москве университета и двух гимназий «для дворян и разночинцев, по примеру европейских университетов», к которому были приложены проект и «Штат» будущего учебного заведения. Называя созданные при Петре I и после него важнейшие учебные заведения, И.И. Шувалов отмечает их явную недостаточность для «пространной империи», которая «не может довольствоваться одним… ученым корпусом» (т.е. Академией наук) или наличием специальных военных и инженерных школ. Теперь настала необходимость в высшем учебном заведении, где будущие государственные деятели, дипломаты, ученые и люди культуры могли бы получить самое современное и обширное образование.

26 апреля 1755 г. на другой день после празднования дня коронации императрицы Елизаветы Петровны состоялось торжественное открытие университета. Речь магистра А.А. Барсова была посвящена пользе учреждения Московского университета. Особо среди наук, столь необходимых умственному и нравственному развитию юношества, оратор выделил философию. Все университетские покои и башня до самого верха оказались освещены и внутри и снаружи. Зрелище, представленное именитым гостям и москвичам, было грандиозным. Музыка инструментальная, трубы, литавры слышны были целый день, «как звук радостного и всем любезного торжества». Целый день и почти всю ночь до четырех утра несчетное количество народа теснилось около университета. Так праздновала вся Москва вместе с торжеством коронации Елизаветы Петровны и рождение своего университета.

Любопытную картину представлял из себя Московский университет в первые годы своего существования. Сюда отдавали детей в первую очередь малоимущие дворяне, затруднявшиеся дать им хорошее домашнее образование, родители видели в гимназиях при университете отличное решение проблемы поисков толковых учителей. В год основания университета Ломоносов отмечал, что «больше всего препятствует приращению наук и размножению людей ученых весьма малое число студентов и школьников». Особое внимание М.В. Ломоносов обратил на научную организацию учебного процесса, видя перед собой не очень удачный опыт функционирования академического университета, и первой ступенью университетского образования считал гимназию: «Главное дело и самое основание и начало происхождению учоных Россиян — гимназия…» Особую роль в организации научной части университета сыграла Академия наук.

Вскоре после открытия университета его директор, коллежский советник Алексей Михайлович Аргамаков получил подробную инструкцию от И.И. Шувалова о порядке организации учебного процесса, согласно которой в дворянской гимназии, куда поступил Потемкин, 50 человек должны были содержаться на жалованье Ее Императорского Величества, остальные же «на своем коште»; всякий, «кто желает детей своих или порученных себе под опеку отдать для обучения, должен оных представить в университетской директории при доношении, в котором объявить ученика, его звание, лета и чему он прежде учился». Шувалов отмечал, что при обучении гимназистов особо следует наблюдать, чтобы «разными понятиями не отягощать и не приводить их память в замешательство, а всякова по склонности во всякой науке стараться прилежно обучать, разве кто особливое понятие и склонность ко многим разным учениям окажет», определенных на жалованье «школьников» стараться скорее научить латыни, «чтобы можно было чрез непродолжительное время сделать их способными к слушанию профессорских лекций, и начинать с Божиею помощию университет..». И.И. Шувалов не раз в своих предписаниях говорил о том, что с учащимися следует обходиться мягко и любовно, избегая жестокости в наказаниях. Студент должен был в своей жизни избегать всего, что могло бы оскорбить его звание и повредить мнению об университете. Учащимся вменялось в обязанность «истинное благочестие», прилежание к наукам и благородное поведение. После проведения экзаменов в гимназии, успешно сдавших их переводили в университет. Нередко хорошо успевавших учащихся гимназии отправляли в Петербург для назначения на различные должности в государственные учреждения, что вызывало протест у Конференции университета.

Н.Ю.Болотина — доцент кафедры истории российской государственности

Война. Гуманитарный фронт

В рамках Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан на 2001-2005 годы» вышла книга профессора РАГС Н.И. Кондаковой и руководителя Центра военной истории ИРИ РАН Г.А. Куманева «Ученые-гуманитарии в годы Великой Отечественной войны. Документы. Материалы. Комментарии».

Литература о войне преимущественно фокусировалась всегда на собственно военной истории. Тема подвига и героизма, соответственно, подразумевала деятельность на фронтах — военном и трудовом. Труд ученых, особенно гуманитариев, никогда достойно не пропагандировался, не афишировался. Тем более этот труд не преподносился в ореоле нравственного подвига, реального противостояния с врагом на фронте идеологическом.

Простой пример — судьба генерала Карбышева. Широко известна судьба этого генерала, военного историка, специалиста по военно-инженерному искусству, отказавшегося работать на гитлеровцев и замерзшего в глыбе льда. Менее известно другое -на что склоняли Карбышева гитлеровцы? Речь шла о том, что Карбышеву предлагалось возглавить так называемый «Исторический кабинет» — группу советских пленных, военных-интеллектуалов, которые должны были в выгодном фашистской Германии свете интерпретировать и освещать историю СССР.

Книга богата своим фактическим материалам. Он почерпнут из архивов центра и регионов России. Особенно интересен материал, найденный авторами в фондах архива Российской академии наук. Читатель получит возможность впервые ознакомиться с текстами общих отчетов гуманитарных отделений Академии наук СССР за 1943-1945 годы. Эти документы, имевшие до недавнего времени ограниченный гриф, содержат уникальные итоговые сведения об исследовательской и патриотической деятельности творческих коллективов, входивших в состав Академии. Ценные сведения содержат отчеты институтов, расположенных в разных концах страны: от Ленинграда до Тихого океана. Приведено также немало директивных материалов, относящихся к теме. Документальные материалы сгруппированы по годам и могут быть с успехом использованы при написании новых трудов и в преподавательской практике.

На интересном и достоверном фактическом материале авторы показали, как ученые, педагоги выполняли незаменимую роль в борьбе мировоззрений, на идеологическом фронте, в информационной войне против сильного и опасного противника, каким была фашистская Германия.

Самостоятельную научную ценность представляют иллюстративные материалы книги, редкие фотоснимки академиков, членов-корреспондентов, профессоров 40-х годов. Среди них Б.А.Греков, Н.С.Державин, К.В.Островитянов, С.Г.Струмилин, Н.М.Дружинин, А.М.Панкратова, М.Т.Иовчук, Л.М.Леонов, М.А.Шолохов и другие.

Государственная служба должна стать конкурентоспособной

Новый 2005/2006 учебный год в Академии начался с торжественного собрания, в котором приняли участие: помощник Президента РФ В.П.Иванов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки В.А.Болотов, преподаватели, слушатели и сотрудники РАГС. В приветственном слове президент-ректор В.К.Егоров особо отметил, что «новый набор слушателей чрезвычайно интересен тем, в его состав входят люди, которые работают буквально во всех федеральных органах государственной власти и представляют все субъекты Российской Федерации, институты гражданского общества, крупные коммерческие структуры России».

Из выступления помощника Президента РФ В.П.Иванова:

«. Академии доверена весьма ответственная роль — обучение кадров и научно-методическое обеспечение государственной службы. От качества вашей работы во многом зависит эффективность государственного управления.

Становление государственной службы в России началось немногим более десяти лет назад и проходило в непростых условиях. По сути дела, современная история российской государственной службы — это история ее реформирования.

В связи с этим одна из задач РАГС видится в том, чтобы помочь гражданам выйти за рамки сложившихся стереотипов, целенаправленно проводить работу по формированию адекватного отношения к государственной службе, укреплению доверия населения к органам власти всех уровней.

Молодые люди, стоя перед выбором, чему посвятить себя, свою жизнь, берут в расчет также и материальное обеспечение, условия работы, защищенность, гарантии и т.д. Поэтому достижение конкурентоспособности государственной службы -это одна из наших задач, которую мы стараемся достигать, в том числе и принятием соответствующих законов, поднормативных актов и нашей повседневной политикой.

Все преобразования, которые происходят в обществе, конечно, диктуют и необходимость перестройки в учебной работе Академии. Это прежде всего создание новых образовательных программ, внедрение современных технологий обучения, обеспечивающих подготовку государственных служащих к выполнению уже изменившихся функций.

Отмечу еще один важный аспект. Это становление государственной службы в субъектах РФ. Представляется, что более существенную помощь государственным органам субъектов Российской Федерации в совершенствовании правовой базы государственной службы и обеспечении реализации новых правовых норм должны оказывать подведомственные Академии учебные заведения. Их участие в этой работе, по мнению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, пока явно недостаточное.

К числу важнейших направлений в работе Академии и ее региональных образовательных учреждений относится и обучение кадров органов муниципального управления. РАГС и подведомственные ей учебные заведения имеют определенный опыт работы с указанным контингентом. В настоящее время в системе Академии ежегодно обучаются около 12 тыс. муниципальных служащих, и работу в этом направлении необходимо продолжать.

Однако в силу ограниченной пропускной способности данных учебных заведений полностью удовлетворить потребности органов местного самоуправления в подготовке и дополнительном профессиональном образовании муниципальных служащих одномоментно невозможно.

По этой причине представляется целесообразным сосредоточить работу Академии преимущественно на оказании программной и консультационной помощи образовательным учреждениям, которые будут задействованы в обучении муниципальных кадров, создании соответствующего методического обеспечения.

В этой связи заслуживает поддержки опыт совместной скоординированной работы РАГС, региональных академий государственной службы и аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах по организации методических центров по подготовке государственных и муниципальных служащих. В настоящее время такие центры уже образованы в Сибирском, Уральском и Приволжском федеральных округах…

Усложнение и расширение задач, выполняемых Академией, требует, чтобы преподавательские кадры РАГС постоянно работали над повышением своей квалификации, не понаслышке знали работу государственных органов, обладали современной управленческой практикой. Здесь есть проблемы, и их надо решать.

Проект федерального бюджета на 2006 год показывает, что по инициативе Президента Российской Федерации принимаются существенные меры по развитию социальной сферы: расходы на здравоохранение намечено увеличить на 66%, на образование — на 26,4 %.

Очевидно, что вложение средств в образование — это вложение средств в будущее страны, создание реальных предпосылок для ее развития и процветания.»

Из выступления руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ В.А.Болотова: «.Без участия работодателя, исполнительной власти мы не решим задачу повышения качества профессионального образования. Перед нами стоит задача обеспечить перспективные потребности экономики, гражданского общества, государственной и муниципальной власти. РАГС уже много сделала по разворачиванию программ повышения квалификации и переподготовки для этого уровня. Но сейчас необходимо подумать о создании системы дистанционного повышения квалификации для муниципальных служащих. Переход к консультативной, методической поддержке муниципальных служащих и законодателей без хорошо развернутой дистанционной системы невозможен.

Аттестация и аккредитация высших учебных заведений, программ силами только чиновников и представителей образовательного сообщества малоэффективны. В этот процесс нужно включать работодателя и студента. Слушатели Академии такого уровня, что вполне могут оценивать качество программ, которые реализуются в системе РАГС. Поэтому необходимо подумать о создании системы нормативных процедур по участию слушателей в оценке и аттестации тех или иных программ, и, в первую очередь, программы государственного и муниципального управления (ГМУ). Надо подумать, как в регионах создать систему организации качества программ ГМУ в тех вузах, которые их реализуют, тем более что мы переходим к принципу конкурсного размещения госзаказа.

Необходимо навести порядок в реализации программ ГМУ по всей России. Есть случаи выдачи документов о получении образования без соответствующего освоения программ. Здесь нам от РАГС необходима поддержка по проверке, аттестации программ ГМУ в масштабах всей Российской Федерации. Создание базы данных экспертов по проверке этих программ от Сахалина до Калининграда — это задача, которую наша служба хотела бы решать вместе с Академией.»

Из выступления зав. кафедрой государственного строительства и права Г.В.Мальцева: «.Страна должна быть выведена на особый, высокий уровень развития. В связи с этим перед молодым поколением встает огромное количество проблем, задач, которые предстоит вам решать. От вас Россия ждет энергии, поиска, решимости. Каждое новое пополнение слушателей Академии обращает на себя внимание большей зрелостью, широтой видения государственных проблем. Это ощущается во время занятий, во время различных форм работы со слушателями РАГС. Используйте те силы, которые у вас есть, целенаправленно, с большим человеческим смыслом, воспитывайте в себе такие качества, как скромность и ответственность. Помните, что вы не станете хорошим государственным служащим, если будете вести себя высокомерно по отношению к населению, будете дистанцировать себя от остальных людей, которые, может быть, менее талантливы и успешны, чем вы.»

Из выступления зав. кафедрой труда и социальной политики Н.А.Волгина: «…Уверен, что наши новые слушатели, пройдя непростой процесс вступительных испытаний, сделали принципиально правильный шаг. Годы обучения в Академии будут ярким, запоминающимся и полезным событием в вашей жизни. Мы, конечно, не обещаем легких, скучных, беззаботных сессий и учебных семестров. Напротив, их будет не так много, но все они спрессованы и насыщены большим количеством информационного материала в виде теоретических и практических занятий, лекциями, тренингами, зачетами, контрольными работами, экзаменами и т.д. Этого требует «ее величество» учебная программа и государственные стандарты. Однако эти трудности и заботы уходят на второй план, если вспомнить высказывание Плутарха — «Образование — это единственное, что божественно и бессмертно в нас». Ради этого логично и можно кое-чем временно жертвовать, ведь, если интерпретировать вышеприведенное высказывание, речь идет о накоплении развития человеческого капитала, без достаточной массы и качества которого сложно выдерживать конкуренцию, эффективно и продуктивно работать в рыночной среде, в организациях и учреждениях государственной и муниципальной службы.»

Северо-Западная академия государственной службы

31 августа 2005 года в Петропавловской крепости у Нарышкина бастиона состоялось торжественное посвящение в первокурсники. C приветственными словами к новым студентам академии обратились: заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе А.Г. Нестеров, начальник Управления кадров и государственной службы канцелярии администрации Санкт-Петербурга С.А.Мартынов, советник Председателя Совета Федерации А.Г.Бородушкин, заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа О.Э.Контонистов, председатель Комитета по вопросам государственной службы и местного самоуправления при губернаторе Ленинградской области Ю.Г.Марасаев.

Что было

31 августа с. г. состоялось совещание с заведующими кафедрами, руководителями структурных подразделений и их заместителями. Президент-ректор В.К.Егоров, первый проректор В.И.Плакся, проректора-директора институтов рассказали о готовности Академии к новому учебному году, о ближайших и перспективных задачах, которые стоят как перед РАГС в целом, так и перед ее подразделениями.

Из выступления первого проректора В.И.Плакси: «.В течение летнего периода в Академии проведены большие капитальные работы, сделан значительный текущий ремонт.. Реконструированы и оборудованы 11 компьютерных классов, продолжено развитие Ситуационного центра, укомплектовано и подготовлено к учебному процессу 43 аудитории и 17 залов, отремонтирована мягкая кровля по корпусам ( 1 и 2 УК) и в гостинице №2, отремонтированы и покрыты лаком паркетные полы, заканчивается чистка и ремонт фасада учебного корпуса, в ЗУОК «Солнечный» закончены работы по реконструкции актового зала и д.т.»

Из выступления проректора по учебно-методической работе -директора Института высшего и послевузовского профессионального образования Ф.Д.Демидова: «.В этом учебном году на заочном отделении будут обучаться 3708 человек, на вечернем — 935 человек (из них 250 человек — новый набор). Всего по программам высшего профессионального образования — 4643 человека. С точки зрения содержания нашей работы основной упор должен быть сделан на выполнение тех рекомендаций и указаний, которые содержатся в заключении комиссии по проверке Академии в ходе комплексной оценки. Кроме этого, перед нами стоят и задачи текущего характера, связанные с реформированием государственной службы, муниципальных образований. Работа по этим направлениям начнется с первых чисел сентября.»

Из выступления проректора по научной работе — директора Института научных исследований и информации В.П.Чичканова:

«.Закончился новый набор аспирантов. Наша первоочередная задача -быстро определить, а затем и утвердить темы диссертационных работ, естественно, в русле тех научных проблем, которые утвердил Ученый совет…

Необходимо также обратить внимание на те работы (в целом НИР), которые действительно интересны и заслуживают внимания, чтобы можно было подготовить достаточно хорошие записки в Администрацию Президента РФ, Правительство РФ, в те или иные министерства и ведомства, где бы мы могли действительно высказать свое отношение к проблемам, решение которых будет направлено на повышение эффективности социально-экономического комплекса нашей страны.»

Из выступления проректора по связям с органами государственной власти и общественными организациями -директора Института профессиональной переподготовки и повышения квалификации А.П.Тупикина: «.За прошлый год ИППК обучил 3500 человек различных категорий слушателей. В новом учебном году мы планируем примерно на 20% увеличить количество слушателей и, следовательно, на 15-20% увеличится количество средств, которые мы можем заработать. Нам удалось привлечь к учебе очень серьезные организации, среди них Управление делами Администрации Президента РФ, Государственная дума и Совет Федерации, Высший арбитражный суд. Работу с ними мы продолжим и в этом году… В преддверии новой избирательной кампании, совместно с Избиркомом, будем проводить обучение 10 учебных потоков (450 человек). В сентябре пройдут очередные курсы повышения квалификации руководящих работников Русской православной церкви… Если говорить о совершенствовании самого учебного процесса, то перед нами стоит задача внедрения в процесс обучения новых технологий: дистанционного образования, Интернет-систем.»

Из выступления проректора по международным связям — директора Международного института государственной службы и управления А.М.Марголина: «.У нас три приоритетных направления международной деятельности: разработка и реализация международных образовательных программ, экспертно-аналитическая работа и организация международного сотрудничества и протокольное обеспечение международных связей. 19 сентября откроется традиционный ежегодный семинар по подготовке государственных служащих из Германии по теме «Государство и экономика России». На этот учебный год запланировано три семинара по подготовке государственных служащих из Китайской Народной Республики. Традиционной составляющей нашей работы станет и проведение предстажировочных и постстажировочных семинаров государственных служащих, выезжающих на стажировку за рубеж по линии Администрации Президента РФ. Если говорить о некоторых новых направлениях работы, то одно из них — совместная разработка с Институтом Европы и России Карлтонского университета программы «Муниципальный менеджмент», на выходе которой слушатели будут получать двойной сертификат РАГС и Карлтонского университета.»

В подразделениях Академии

Первые вечерние общеобразовательные школы появились в Западной Европе в XVIII веке. В Советском Союзе форма вечернего обучения применялась для. всеобщей ликвидации неграмотности. В 1930 году появились первые специализированные вечерние вузы. С 1930 по 1960 гг. с помощью вечернего обучения была реализована программа 7- и 8-летнего всеобуча. В 1950-1960-х годах в СССР организовали заводы-втузы, где чередовались очная (дневная) или вечерняя формы обучения и работа на производстве. В 2000 году в России насчитывалось: 3 самостоятельных вечерних государственных вуза, 216 вечерних отделений в вузах (в государственных обучались 228 тыс. студентов, в негосударственных -31 тыс.), 47 профессиональных вечерних учебных заведений (86 тыс.). Более 10 лет в РАГС осуществляется подготовке студентов на вечерней форме обучения. Сегодня на вечернем отделении Академии подготовлено около 2000 специалистов для органов государственной власти и различных коммерческих структур. В июле 2005 го да отделение вечернего обучения приказом президента-ректора было преобразовано в факультет очно-заочного (вечернего, обучения.

Особое внимание на факультет уделяется организации практики студентов. По договоренности с руководством администрации Тверской области 8 студентов проходили практику на различных должностях в администрации губернатора области, 2 студента — в администрации Нелидовского района Тверской области, большая группа
в Аппарате Совета Федерации и Государственной думе Федерального собрания.

Со второго семестра 2005 года на факультете проходил эксперимент: один день в неделю проводились занятия с применением дистанционных образовательных технологий.

В новом учебном году состоялся очередной прием на факультет. Среди вновь поступивших: 2 студента из Администрации Президента РФ, 5 — из Счетной палаты, 15 — представители Государственной думы, 37 занимают ответственные должности в федеральных министерствах.

5 сентября прошло торжественное собрание, посвященное новому 2005/2006 учебному году. От имени
Администрации Президента РФ на нем выступил заместитель начальника Управления Президента РФ по вопросам государственной службы С.Д.Савченко. Актовую лекцию «Образование и карьера» прочел президент-ректор В.К.Егоров.

Особую торжественность мероприятию придало выступление оркестра курсантов Московской военной консерватории.

В.И. Василенко — декан факультета очно-заочного (вечернего) обучения

Электронное расписание — в помощь учебному процессу

К началу нового учебного года отделом разработки и внедрения web-сис-тем на сайте Академии (www.rags.ru) был разработан web-сервис «Расписание занятий» для слушателей вечернего и заочного отделений. Расписание высвечивается на двух информационных киосках (у входа в Академию) и на одной информационной панели (в фойе кабинета президента-ректора).

Идея внедрения в учебный процесс электронного расписания была предложена проректором по учебно-методической работе — директором Института высшего и послевузовского профессионального образования Ф.Д. Демидовым.

Для разработки алгоритма реализации «Расписания»

Основные возможности web -сервиса ‘Расписание» следующие: интуитивно понятный интерфейс пользователя;

• быстрая смена специальности, курса/семестра;

• выбор текущего дня;

• получение информации по расписанию за определенный день и месяц в целом;

• наличие версии для печати.

отделом был проведен анализ сайтов многих учебных заведений, в которых имелись он-лайн версии расписания, рассмотрены их полезные функции, которые частично использованы в разработках нашего отдела.

Однако специфика требований к структуре академического расписания (привязка к специальностям, курсу, семестру, названию специализаций и номеров групп) и к системе навигации потребовала нового подхода к технологии разработки данного сервиса, суть которого заключается в использовании современной технологии создания и программирования web-при-ложений.

Установку и настройку программного обеспечения, поддерживающего работу информационных киосков и информационной панели, выполняло Управление компьютерной техники и информационных систем под руководством П.В.Беспалова.

Подвод электропитания обеспечивала служба главного инженера Академии Ю.Н. Юдакова.

Отдел разработки и внедрения web-систем благодарит учебно-методический отдел ИВППО (И.В.Журавлев) за своевременное предоставление исходных данных по расписанию, что позволило отделу к намеченному сроку разработать и наладить программное обеспечение, реализующее онлайн версию расписания.

М.Я. Клепцов — начальник отдела разработки и внедрения web-систем

Открытие нового учебного года в телекоммуникационной сети »ДКО РАГС»

Второй год подряд, а это уже традиция, открывается новый учебный год в системе учебных заведений РАГС в телекоммуникационной сети. Ректоратом совместно с гостями Академии 1 сентября с.г. был проведен телемост с подведомственными РАГС образовательными учреждениями.

Из видеостудии РАГС транслировались выступления президента-ректора РАГС В.К.Егорова, зам. начальника Управления Президента РФ по вопросам государственной службы — С.Д.Савченко, руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства науки и образования РФ — В.А.Болотова. Планами на новый учебный год поделились ректор Северо-Западной академии государственной службы (СЗАГС) А.С.Горшков и ректор Волго-Вятской академии государственной службы (ВВАГС) В.А.Мальцев, приурочившие заседания ученых советов к проведению телемоста. Участниками телемоста также стали руководители, преподаватели, студенты и слушатели Орловской академии государственной службы, Северо-Кавказской академии государственной службы, Сибирской академии государственной службы, Поволжской академии государственной службы им. П.А.Столыпина, Волгоградской академии государственной службы, Уральской академии государственной службы, а также Владимирского филиала РАГС, Белгородского филиала ОРАГС, Калужского и Карельского филиалов СЗАГС, Ульяновского госуниверситета, Московского областного центра «Нахабино», Рыбинской организации предпринимателей.

В.В. Бакушев — директор ИДО , д.пол.н., профессор

Written by admin

Декабрь 28th, 2015 | 3:19 пп