Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

№ 58 — Московский университет, На Огненной дуге …

Московский университет

Согласно уставу университет был разделен на три факультета: юридический, медицинский и философский. Все предметы должны были излагаться по-латыни или по-русски. Обучение в университете начиналось с философского факультета, где студенты в течение трех лет должны были изучать общеобразовательные и естественные науки, после этого желающие продолжать свое образование либо оставались на этом же факультете «для подробнейшего познания и совершенной твердости в одной или некоторых из множества наук, философский факультет составляющих», либо зачислялись на один из «вышних» факультетов — юридический или медицинский.

Каждый профессор обязан был ежедневно, кроме субботы и воскресенья, не менее двух часов читать свою науку публично для всех слушателей, не требуя с них никакой платы, а затем для желающих он мог читать «приватные» курсы. Указом 5 мая 1757 г. было предписано подвергать всех иностранцев, прибывающих в Россию с целью заниматься педагогической деятельностью, экзамену или в Московском университете, или в Петербурге в Академии наук. Такая мера была направлена на развитие отечественного образования, отбор наиболее квалифицированных преподавателей, чьи труды должны были способствовать повышению уровня преподавания и, как следствие, подготовке профессиональных государственных служащих.

С 31 октября 1756 г. лекции по естественному и народному праву и всеобщей истории начал читать Ф.Г.Дильтей, приглашенный для преподавания на юридическом факультете, который должен был открыться только в 1758 г. Но И.И. Шувалов спешил, вероятно, предполагая, что значительная часть окончивших первую ступень -философский факультет будет использована на государственной службе и знание юриспруденции, пусть на первых порах в сокращенном объеме, им пригодится. Первый куратор университета не скрывал, что считает основными задачами вверенного его попечению учебного заведения подготовку молодых людей для педагогической работы и службы в государственном аппарате. Поэтому свободно назначал недоучившихся, но хорошо успевающих студентов учителями гимназий, отзывал наиболее способных для преподавания в Кадетский корпус.

В стенах Московского университета воспитывались и получали необходимые знания впоследствии известные государственные и общественные деятели, дипломаты и полководцы. Многие воспитанники университета еще до поступления в него учились в пансионе И.Ф. Литкена в Немецкой слободе, он же в 1755 — 1758 гг. преподавал и в университете. В дворянской гимназии и университете на студенческой скамье вместе сидели будущие знаменитые деятели государства, науки и культуры второй половины XVIII в.: светлейший князь Г.А. Потемкин-Таврический, просветитель и издатель Н.И. Новиков, писатель Денис Фонвизин и его брат Павел, дипломат Я.И. Булгаков, С.Г. Домашнев, архитекторы В.И. Баженов и И.Е. Старов, профессор М.И. Афонин, поэты В.Г. Рубан и Е.И. Костров, математик и философ Д.С. Аничков, талантливые архивариусы Н.Н. Бантыш-Камеский и А.Ф. Малиновский и многие другие. Их преподавателями были известные профессора Антон Алексеевич Барсов и Николай Никитич Поповский, которые уделяли большое внимание воспитанию своих подопечных и поощряли их первые литературные опыты.

Н.Ю.Болотина — доцент кафедры истории российской государственности

На Огненной дуге

62 года назад, на громадном пространстве, которое очерчивалось Жизд-рой, Севском, Рыльском, Сумами, Гадячем, Ахтыркой и Чугуевом и внутри которого находились Курск, Белгород, Харьков, Прохоровка, Поныри, Ольхо-ватка, тысячи других русских и украинских городов и сел, происходила громадная по своему размаху и по своей судьбоносной значимости битва.

После поражения в Сталинграде фашисты решили летом 1943 года провести крупное реваншистское наступление на советско-германском фронте с целью вернуть себе утраченное превосходство. «Бешеный натиск решающего всю судьбу войны немецкого наступления был подобен удару кулаком о каменную стену».

Встретить наступление немецких войск мощными средствами обороны, обескровить противника и, перейдя в контрнаступление, окончательно его разгромить — эти задачи ставило советское командование перед нашими войсками.

5 июля 1943 года немецкие ударные группировки по плану операции «Цитадель» начали наступление из районов Орла и Белгорода. 12 июля в районе железнодорожной станции Прохоровка (56 км к северу от Белгорода) произошло самое крупное встречное танковое сражение Второй мировой войны с наступавшей танковой группировкой противника. С обеих сторон в сражении принимали участие до 1200 танков и самоходных установок. За один день противник потерял около 10 тыс. человек и 400 танков и был вынужден перейти к обороне.

13 июля войска Западного и Брянского фронтов прорвали оборону противника на Болховском, Хотынецком и Орловском направлениях, 16 июля войска Брянского фронта вышли на рубеж реки Олешня, после чего германское командование начало отвод своих главных сил на исходные позиции.

29 июля был освобожден Болхов, а 5 августа — Орел и Белгород. К 18 августа советские войска подошли к оборонительному рубежу противника восточнее Брянска.

23 августа был освобожден Харьков. В ходе этой операции советские войска освободили Харьковский промышленный район, продвинулись на 140 км и нависли над всем южным крылом противника, создав благоприятные условия для освобождения Левобережной Украины.

Успешному проведению Курской битвы способствовали активные действия партизан. Нанося удары по тылам врага, они сковали до 100 тыс. солдат и офицеров противника. Партизаны произвели 1460 налетов на железнодорожные линии, вывели из строя более 1000 паровозов и разгромили свыше 400 воинских эшелонов.

Л.В.Глебова -зампредседателя Совета ветеранов

Три лагерных смены

Всего лишь три лагерных смены, всего 72 дня. А для ребят — целая жизнь, для вожатых — эпоха. Эпоха познания, испытания, утверждения. Познания детства и общения с ним, испытания себя и своего мастерства, своей ответственности и своей любви к людям.

«Награждается детский оздоровительный лагерь «Солнечный» Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации»!

Всего лишь несколько слов, но за этой фразой скрывается огромная, напряженная работа ректората, профкома, многих подразделений и служб Академии, работа всего коллектива комплекса «Солнечный». Началась она задолго до открытия лагеря. Под руководством первого проректора РАГС В.И.Плакси и председателя профкома В.И.Меркушина была организована лагерная комиссия, на плечи которой легла вся подготовительная работа: набран кадровый состав, благоустроена территория, отремонтированы корпуса, закуплено все необходимое оборудование, построен красивый киноконцертный зал.

Быстро пролетело лето. Более 1000 девчонок и мальчишек отдохнули в «Солнечном». Им не пришлось сидеть сложа руки, не было места скуке и унынию, в лагере царила атмосфера творчества, дружбы, полного взаимопонимания между детьми и взрослыми.

Ю.П.Парашин -директор ЗУОК «Солнечный»

Визиты, контакты, проекты

С 28 августа по 3 сентября с.г. в РАГС с рабочим визитом находился директор Института европейских и российских исследований Карлетонс-кого университета Канады г-н П. Дуткевич. В ходе встреч с П. Дуткевичем президента-ректора В.К.Егорова, проректора по международным связям-директора МИГСУ А.М.Марголина обсуждались вопросы развития стратегического партнерства. Достигнута договоренность о разработке и реализации совместной программы повышения квалификации государственных служащих «Муниципальный менеджмент» с одновременной выдачей выпускникам сертификатов РАГС и Карлетонского университета.

***

12 сентября с.г. с целью знакомства с РАГС и определения перспективных направлений сотрудничества Академию посетила советник Посольства Канады в РФ, глава программы технического сотрудничества с Россией г-жа К.Чаба, отвечающая за вопросы финансирования совместных программ с Российской Федерацией по подготовке государственных служащих.

***

С 6 по 9 сентября с.г. в РАГС находилась делегация Академии государственной службы КНР во главе с первым проректором г-ном Хань Каном. В ходе визита представители китайской делегации встретились с заведующими кафедрами В.И.Кушлиным, А.Л.Гапоненко, А.И.Турчиновым. Приняты решения об организации совместных публикаций и проведении поочерёдно в РАГС и АГС КНР ежегодных конференций по актуальным проблемам государственного управления.

***

15-16 сентября с.г. МИГСУ проводил предстажировочный семинар для российских государственных служащих, направляемых на стажировку в Италию по теме «Государственное управление в сфере налогов». Перед слу-
шателями выступили специалисты РАГС, а также представители администрации МИДа РФ.

***

С 19 по 23 сентября в Академии проходил ежегодный семинар по теме «Государство и экономика в России» для государственных служащих Германии. Перед немецкими коллегами выступили как специалисты РАГС, так и эксперты Совета Федерации, Госдумы, министерств и ведомств Российской Федерации, бизнес-сообщества. Участники семинара высоко оценили качество программы семинара и уровень профессионализма выступающих.

***

19 сентября проректор по международным связям — директор МИГСУ А.М.Марголин принял руководителя департамента государственной службы и политики университета штата Джорджия (США) г-на Эдварда Келлоу, с которым обсуждались планы совместной разработки магистерской программы (МРА) с перспективой выдачи выпускникам двойного диплома.

***

20 сентября в РАГС с визитом находилась делегация французской Национальной школы управления (ЕНА) во главе с президентом школы г-ном Дюрлеманом. Гостей познакомили с Академией, в частности со студией дистанционного обучения и Ситуационным центром. В ближайшем будущем предполагается подписание протокола о сотрудничестве РАГС и ЕНА.

В тот же день в РАГС находилась с ознакомительным визитом китайская делегация руководителей кадровых подразделений ряда государственных учреждений КНР во главе с г-ном Хэ Синем. Обсуждались вопросы расширения сотрудничества в области реализации в РАГС программ повышения квалификации китайских государственных служащих.

Стипендии

Губернатором Новосибирской области В.А.Толоконским учреждены стипендии им. Ф.С.Горячева в целях поддержки талантливых студентов Сибирской академии государственной службы. Претенденты на получение стипендии будут выдвигаться ученым советом СибАГС из числа студентов, обучающихся по очной форме обучения по специальности «Государственное и муниципальное управление», начиная со второго и до предпоследнего года обучения включительно, имеющих средний балл академической успеваемости за предшествующий год не ниже «4″ и одно из следующих достижений:

— призовые места на международных, всероссийских, областных и межвузовских конференциях, конкурсах, выставках и олимпиадах;

— участие в качестве соисполнителя в общественно-политических программах, проектах и научно-исследовательских работах;

— публикации научных статей, включая тезисы.

***

3 октября в Уральской академии государственной службы в рамках лекторской программы Посольства США состоялась лекция Дина Колденховена «Разделение государства и религии. Роль веры в американской политике. Многообразие религиозных течений и защита свободы вероисповедания в США». В 2002 году Дин Колден-ховен получил премию «Профили мужества», посвященную памяти президента США Джона Кеннеди. Будучи мэром небольшого города Палос Хайт в штате Иллинойс, г-н Колденховен выступил против нетолерантного отношения жителей города и городского совета к мусульманской общине, которая надеялась перестроить заброшенную церковь в мечеть.

Слово аспирантам

Татьяна Ермилова — аспирантка кафедры политологии и политического управления

У каждого из нас было очень много учителей, и счастлив тот, кому на жизненном пути встретился Учитель с большой буквы — человек, который несет в мир и своим ученикам не только Знания, Мудрость, Любовь и Доброту, но и отдает тепло своей Души. В своих учениках он видит прежде всего Личность и стремится развивать их способности и самые лучшие качества, наставляя и поддерживая на жизненном пути.

Я очень рада, что мне выпала счастливая возможность учиться на кафедре политологии и политического управления, на которой работают настоящие профессионалы, талантливые педагоги и прекрасные люди. Они дают нам знания и любовь к науке, своему предмету и профессии, делятся своим колоссальным науч-
ным и жизненным опытом, создают атмосферу творчества и уважения друг к другу, взаимовыручки и поддержки, относятся к нам не только как к ученикам, но и как к своим коллегам. Несомненно, большая заслуга в этом принадлежит заведующему кафедрой — Владимиру Савельевичу Комаровскому. Он создал и сплотил коллектив ученых, достигших больших успехов в науке и умеющих поделиться своими знаниями и научными разработками. Благодаря этому мы — аспиранты — чувствуем себя на кафедре желанными и нужными, к любому из преподавателей можно
подойти со своими проблемами, переживаниями и радостями, зная о том, что всегда найдешь понимание и поддержку.

От имени аспирантов 2 курса кафедры политологии и политического управления поздравляю весь профессорско-преподавательский состав РАГС с Днем учителя! Дорогие и любимые, мы благодарим вас за ваш нелегкий труд, за вашу доброту и любовь, заботу и терпение. Желаем долгих лет, крепкого здоровья, новых научных открытий и достижений, талантливых учеников, достойных своих Учителей!

Татьяна Матыцина — аспирантка кафедры труда и социальной политики

Каждое утро осенью, проходя по внутреннему дворику Академии, я вдыхаю запах цветов, вижу, как желтеют еще недавно пышно цветущие кусты, и вспоминаю, как таким же осенним утром, в День учителя в 1997 году я начала работать в РАГСе. Мне было приятно, что на кафедре ко мне, студентке заочного отделения, относятся как к серьезному методисту и помощнику. Слушатели смотрят на меня, как на человека опытного и всезнающего в области учебного процесса, а я думаю точно так же о своих коллегах, доцентах, профессорах, с которыми ежеминутно встречаюсь в
методическом кабинете, раздавая им расписание на предстоящий месяц. Но больше всего я завидовала аспирантам. Ведь они — будущие преподаватели, кандидаты наук.
Ура! Свершилось. Теперь, наконец-то, и я могу гордиться тем, что я — аспирантка кафедры труда и социальной политики. Я снова в аудитории, но теперь мои коллеги — мои наставники.

Уже отошли на задний план мои тревоги о сдаче кандидатских экзаменов. Позади первый и второй курсы аспирантуры, дрожу перед защитой, думаю: «Как проголосуют члены диссертационного совета?» Я никогда не стесняюсь спрашивать. Ведь ни разу мне никто не отказал в консультации или совете. Все три года я ощущаю поддержку и помощь.
Дорогие преподаватели, учителя!

Ваш труд заслуживает особого уважения и признательности. Вы обладаете большой мудростью, педагогическим мастерством, добротой и терпением, чтобы донести до учеников и студентов все, что вы знаете и умеете, научить их самостоятельно мыслить.

От всей души в День учителя хочу пожелать коллективу кафедры, всему преподавательскому составу счастья, крепкого здоровья, творческих успехов во благо Академии.

Наталья Сидорович-  аспирантка кафедры философии

Наша кафедра очень дружная. Как только мы пришли сюда год назад, сразу же заразились духом обоюдной поддержки и взаимовыручки. Группа аспирантов второго курса большая и требует к себе, наверное, вдвое боль-
шего внимания, чем наши предшественники. И тем не менее каждый преподаватель кафедры находит время и желание пообщаться с аспирантами и вне аудиторных часов помочь в решении проблем, касающихся не только учебных вопросов. Все работники кафедры не только хорошие специалисты в области философии, но и прекрасные, доброжелательные и философски относящиеся к любым невзгодам люди. Мы любим их за это, ценим их труд и доброе к нам отношение. Спасибо мудрому руководителю кафедры, ее преподавателям и методическому руководству за активную работу и тесное сотрудничество.

Игорь Саранди-Середа- аспирант кафедры организации социальных систем и антикризисно о управления

Вспоминая вехи, этапы своей жизни, хочется отметить, что, какими бы разными мы ни были, всех нас привел в Академию путь науки. Отрадно, что, выбрав свое направление, область исследования, можешь рассматривать проблему не только односторонне, но и с позиций разных школ, представители которых трудятся на наших кафедрах, обсуждать различные аспекты с учеными, известными не только в России, но и за рубежом. При этом замечу, что многие из них реализуют свой талант многогранно. Так, передо мной всегда пример — мой научный руководитель Виктор Сергеевич Карпи-чев. Не только Ученый с большой буквы, но и художник (его выставки проводились в Академии), поэт. Замечательно, что у нас есть возможность войти в мир Творчества, мир Науки вместе с такими людьми.

Елена Костикова- аспирантка кафедры труда и социальной политики

Поздравляем профессорско-преподавательский состав кафедр труда и социальной политики и общего и специального менеджмента.

Благодарим наших преподавателей за созданную дружескую атмосферу, готовность прийти на помощь, за доб-
роту и терпение, возможность получить необходимые знания, организацию интересных встреч, а также за внимательное и уважительное отношение к нам, аспирантам!

Желаем вам творческих успехов, научных открытий!

Симпозиум

В октябре 2005 г. исполняется 100 лет со времени издания императором Николаем II известного Манифеста 17 октября 1905 г., провозгласившего создание в России первого представительного учреждения парламентского типа — Государственной думы.

В связи с этой датой РАГС совместно с Фондом им. Ф. Эберта (Германия) 7 октября 2005 года планируют провести российско-немецкий симпозиум «Парламентаризм в России и Германии: достижения, вызовы и перспективы». Предполагается участие депутатов Государственной думы и Совета Федерации Федерального собрания РФ и бундестага Федеративной Республики Германии, ученых, общественных деятелей, представителей СМИ обеих стран.

Международный характер мероприятия обусловлен целесообразностью презентации результатов российского участия в масштабном международном исследовательском проекте «Парламентское представительство в Европе. 1848-2005 гг.». Этот проект посвящен изучению парламентского представительства в странах Западной, Центральной и Восточной Европы в течение периода, охватывающего полтора столетия. Целью российской части проекта, осуществленной политологами РАГС, было изучение истории и современного состояния парламентаризма в России, в том числе изучение персонального состава Государственной думы ФС РФ четырех созывов (1993, 1995, 1999, 2003 гг.).

Written by admin

Декабрь 28th, 2015 | 3:18 пп