Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

№ 60 — Московский университет, Игорь Николаевич Лисаковский: жизнь после жизни …

Московский университет

До реформы народного образования 1802-1803 гг. во главе Московского университета стояли не выборные ректоры из профессоров, а назначаемые чиновники-директора. В их обязанности входило «править доходами Университета и стараться о его благосостоянии; учреждать вместе с профессорами науки в Университете и учение в гимназии», вести переписку «со всеми присутственными местами по делам, касающимся до Университета, представлять обо всем куратору на его утверждение». Все директора были образованными и опытными чиновниками, первый из них — А.М. Аргамаков изучал «языки и науки» за границей, И.И. Меллисино и М.М. Херасков учились в Сухопутном шляхетском корпусе, Д.И. Фонвизин в 1762 г. успешно окончил Московский университет и т.д.

Директора Московского университета нередко докладывали об успехах студентов лично монархам. Так, в 1764 г. М.М. Херасков представил Екатерине II, следуя ее распоряжению об ежегодном представлении результатов «большого университетского экзамена», экзаменационные ведомости, свидетельствующие о достижениях студентов университета в освоении наук. В списке, например, значится Родион ГЬоздиковс-кий, который у профессора Филиппа Дилтея «кончил естественное и народное право и некоторую часть римского права и оказал изрядные успехи», 8 человек слушали лекции профессора Рейхеля по истории, которым он читал «четыре тысячи лет древней универсальной истории и сверх того историю о Гишпании, Франции, Англии и Португалии с самаго начала трех штатов до наших времен, к тому ж прибавил чрез особливое разделение историческую статистику о тех государствах с объявлением принадлежащих к ним жителей, законов, титулов, орденов, формах правления, коммерции, мануфактур, доходов, сухопутных войск и флотов, и, наконец, о должности владеющих; предложил им все то, что напоследок может служить для специальной истории о союзных трактатах, коммерциях и мануфактурах; об успехах же студентов его должно иметь хорошую надежду» -заключает директор Московского университета М.М. Херасков.

Московский университет, создание которого было предопределено историческим развитием России, активно содействовал развитию просвещения и его распространению изданием учебников, научной и художественной литературы, системой публичных лекций и диспутов, общедоступностью своей библиотеки, подготовкой государственных служащих, педагогических кадров и талантливых деятелей культуры и искусства. Помимо этого, университет создавал систему преподавания и вел большую работу по налаживанию в стране среднего образования. Огромную роль сыграл Московский университет в учреждении Казанской гимназии в 1758 г., которая стала основой для открытого в 1814 г. университета. Казанская гимназия рассматривалась университетом как составная часть: он отпускал на ее содержание средства, обеспечивал преподавателями и учебными пособиями и руководил ее деятельностью. В последней четверти XVIII в. он принимал активное участие в создании и открытии гимназий в ряде губернских городов: Ярославле, Твери, Владимире, Костроме, Вологде и т.д.

Н.Ю.Болотина — доцент кафедры истории российской государственности

Игорь Николаевич Лисаковский: жизнь после жизни

27 октября с.г. состоялся XI научно-методологический семинар «Культура и культурная политика» на тему: «История отечественной культурологии: события и имена», посвященный памяти Игоря Николаевича Лисаковского — д.ф.н., доктора искусствоведения, профессора, заслуженного деятеля искусств Украины, заслуженного деятеля культуры Польши. В семинаре, организованном кафедрой теории и практики культуры РАГС, приняли участие философы и культурологи: В.К. Егоров, В.П. Чичканов, О.Н. Астафьева, К.Э. Разлогов, Н.А. Хренов, Т.Г. Богатырева, Э.А. Орлова, Л.Н. Москвиче в, К.Х. Делокаров, А.И. Шендрик, В.М. Межуев, Ю.А. Лукин, М.М. Шибаева, И.В. Малыгина, А.А. Золотов, А.В. Агошкин, А.Н. Рылева, Т.М. Сурина, Г.А. Аванесова, А.А. Оганов, В.В. Савельев и др. В своем докладе профессор О.Н. Астафьева обратила особое внимание на тот вклад , который внес И.Н. Лисаковский в становление и развитие отечественной культурологической школы, в разработку концептуальных основ государственной культурной политики. Как талантливый педагог и лектор международного класса, он выступал с лекциями не только в России, но и в Университете Сорбонна во Франции, в Польше и др. странах.

В течение 15 лет И.Н. Лисаковский успешно занимался педагогической работой, формированием кадров культуры и искусства высшей квалификации. Им подготовлено свыше 30 кандидатов наук и 12 докторов наук по специальностям гуманитарного профиля. Многие из участников семинара с большим уважением и пиететом вспоминали об И.Н. Лисаковском как ученом и педагоге, отличавшемся высокой компетентностью в области культуры и образования. Он действительно пользовался заслуженным авторитетом и уважением и в научном сообществе (отечественном, европейском, мировом), и в коллективе Российской академии госслужбы при Президенте РФ. На протяжении многих лет И.Н. Лисаковский являлся членом и заместителем председателя экспертного совета по социально-гуманитарным наукам Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации. И.Н. Лисаковский внес огромный вклад в создание современной модели переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, участвуя в работе диссертационных советов многих высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций Москвы.

И.Н. Лисаковский участвовал в разработке законодательно-правовых документов в сфере культуры, в частности, Федерального закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (1992 г.).

Многие идеи и инициативы И.Н. Лисаковского оказались прогностичны, они, по сути, опережали само время, а значит, для их воплощения еще «наступит свой черед». Так же, как и для книги, ему посвященной. Ее собирается подготовить к изданию кафедра теории и практики культуры РАГС: книги о И.Н. Лисаковском, для И.Н. Лисаковского, в которую войдут и работы, не опубликованные при жизни ученого.

Талант, мудрость и обаяние далеко не всегда странствуют рука об руку. В этом смысле Игорь Николаевич Лисаковский — счастливое исключение. Он был не только многогранной, талантливой и одаренной личностью, но и светлым, мудрым, обаятельным человеком. Эффект присутствия Игоря Николаевича в пространстве науки, культуры, искусства, в жизни Академии и каждого из тех, кто знал этого замечательного человека и ученого, ощущается и сегодня, несмотря на то, что вот уже целый год его нет рядом с нами.

Оргкомитет научно-методологического семинара

«Традиции вовлечения общества в решение важнейших проблем утрачены»

27 октября с.г. состоялся «круглый стол» по теме «Общественная оценка качества образования». Во встрече приняли участие представители Министерства образования, различных высших учебных заведений Российской Федерации, руководители профессиональных ассоциаций, рекрутинговых и рейтинговых агентств. Во вступительном слове министр образования и науки РФ Андрей Александрович Фурсенко отметил, что, по его мнению, «все проблемы, которые решает министерство, ни в коем случае не являются внутренними проблемами образовательного сообщества. А у нас традиции вовлечения общества в решение важнейших проблем утрачены». Он также рассказал о том, что «сейчас сделан ряд попыток организовать общественное обсуждение критериев, по которым должны отбираться инновационные школы, вузы, лучшие учителя. То, что мы предложили, нуждается в улучшении. Именно ради этого мы публиковали наши предложения, и публиковали очень широко. Подавляющее большинство откликов начинается с того, что все равно ничего не получится. Поэтому эта и другие встречи должны иметь целью изменение, слом такого стереотипа. Мы либо добьемся того, что общество нам поверит, да и мы сами примем гражданские институты, примем внешний заказ, как необходимую составляющую всего процесса образования, либо у нас шансов коренным образом улучшить, изменить систему образования не очень много». По мнению министра, речь идет не о том, чтобы пускать непрофессионалов в систему образования, а о необходимости привлекать их в качестве заказчика, именно непрофессионалы должны «ставить нам задачи формулировать, какой специалист нужен, что ждет от нас общество».

Свое выступление директор рейтингового агентства «РейтОР» Ирина Алексеевна Артюшина начала с того, что напомнила участникам «круглого стола» о том, что проблемы качества отечественного образования и его всесторонней оценки стали в последнее время самой широкой и горячей темой обсуждения заинтересованного сообщества. «В диалог о качестве образования, кроме уполномоченных на то институтов государственной власти, все чаще включаются самые широкие слои общественности. Задача агентства «РейтОР» — обеспечение общества надежной, независимой, актуальной информацией о качестве подготовки кадров для принятия практических решений, будь то выбор вуза, выбор карьеры, подбор кадров работодателем. Это будет способствовать развитию конкуренции среди вузов по привлечению студентов, и тем самым привлечению дополнительных средств в вузы. Наш информационный продукт -это рейтинги, ранжирующие вузы по направлениям подготовки, образовательным программам, выпускающим кафедрам. Попытка подойти к общественной оценке образования с универсальными критериями, пригодными для всех, одинаковыми для всех целевых групп, обречена на неудачу. Наше предложение — для каждой целевой группы требуется разработка своей подсистемы оценок. При формировании критериальной базы для нас бесспорной является необходимость использования сложившейся системы ресурсных оценок Министерства образования и науки, квалификационных оценок профессиональных ассоциаций. В то же время для реализации общественной системы оценок качества образования необходимо ввести ряд критериев, оценивающих образование как общественное благо».

Президент Международной ассоциации строительных высших учебных заведений, которая объединяет все строительные факультеты и вузы СНГ, Владимир Яковлевич Карелин отметил, что «за последние 25 лет отношение федеральных властей, местных исполнительных и законодательных органов власти к общественным организациям менялось: если на первых порах мнение общественных организаций очень внимательно рассматривалось, многие их предложения принимались во внимание при решении конкретных вопросов, связанных с образовательным процессом, то в последние годы административный ресурс преобладает над голосом масс…»

Однако положительные мнения участников «круглого стола» и отмеченные ими успехи в организации системы общественной оценки качества образования не нашли поддержки у министра образования и науки А.А.Фурсенко. Неожиданно прервав протекавшую по заранее определенному сценарию встречу, он обратил внимание на тот факт, что руководители некоторых регионов, причем наиболее успешно развивающихся, в последнее время высказываются критично в отношении системы образования и все чаще привлекают на работу зарубежных специалистов. Он также подчеркнул, что все собравшиеся и так хорошо осведомлены о том, что уже сделано. По его мнению, на проходящей встрече необходимо как раз говорить о проблемах и о путях их решения.

После этого замечания характер выступлений заметно изменился. Так, вице-президент Ассоциации консультантов по подбору персонала Анатолий Наумович Купчин рассказал, что сегодня при приеме на работу у работодателя критерий образования только на четвертом месте, а на первом — корпоративность, на втором — креативность, на третьем — навыки. И несмотря на это, наша школа не только ничего не делает, чтобы изменить ситуацию, но и, наоборот, «по-прежнему подавляет в учениках креативность».

Критика системы аккредитации вузов прозвучала в выступлении президента региональной организации «Общественный Совет содействия повышению качества образования», ректора Московской финансово-промышленной академии Юрия Борисовича Рубина.

Формирование стратегий долгосрочного планирования и прогнозирования — государственная задача

1 ноября с.г. в РАГС состоялась международная научно-практическая конференция «Конкурентоспособность России в условиях глобализации». В ее работе приняли участие более 120 человек, в т.ч. представители законодательных и исполнительных органов власти, научных, учебных и общественных организаций России и стран СНГ, практические работники. В целом с полномасштабными, глубоко содержательными докладами и сообщениями выступили более 60 человек. Особый интерес вызвал доклад С.В.Степашина — председателя Счетной платы РФ, в котором были всесторонне рассмотрены существующие механизмы реализации государственных программ развития по отдельным сегментам хозяйства и выявлены препятствующие их успешной реализации аспекты, предложена идея формирования и реализации проектов, представляющих общественную значимость, где бы были объединены усилия государства, бизнеса и общественных организаций. Одновременно С.В.Степашин подчеркнул, что реальный потенциал российского общества и оптимизация процесса использования природных ресурсов позволят России претендовать на 3-4% мирового рынка наукоемкой продукции уже в ближайшее время.

А.Н. Спартак — директор Всероссийского научно-исследовательского института обратил внимание собравшихся на тот факт, что по результатам развития за 2005 год вполне реально ожидать, что доля России в общемировом экспорте составит 2,5%, что свидетельствует о росте сегмента России на мировом рынке против 1991 года более чем в два раза. В своем докладе «Конкурентоспособность российских товаров и услуг на глобальном рынке» он рассмотрел структуру российского экспорта, выделил перспективные направления его развития с учетом ресурсного потенциала, человеческого капитала и складывающейся конкуренции на мировых рынках товаров и услуг. Одновременно, выделив 10 основных приоритетных кластеров формирования экспортной стратегии России, докладчик подчеркнул, что формирование стратегий долгосрочного планирования и прогнозирования на государственном уровне есть не только задача непосредственных хозяйствующих субъектов, но и в первую очередь государства, и отражает реально реализуемую политику ведущими промышлен-но развитыми странами, успешно совмещающими реструктуризацию и модернизацию реального сектора с повышением доли экспорта на мировом рынке, причем продукции с высоким уровнем добавленной стоимости. Академик РАН РФ В.Л. Макаров подробно остановился на вопросах подготовки кадров в информационном обществе и подчеркнул, что совместимость уровней подготовки в разных странах есть не только выражение происходящих глобализационных процессов, но требование времени, соответствующее задачам национальной экономики России. Заместитель директора Института экономики РАН Д.Е.Сорокин, продолжая мысль предыдущего выступающего, все же обратил внимание на то, что глобализация не упраздняет дифференцированное развитие регионов, отдельных территорий и граждан в разных странах. В этой связи задачей именно государства является поддержание устойчивого баланса сил и интересов различных групп общества и обеспечение постоянного снижения разницы в уровнях доходов 10% самых богатых и самых низкообеспеченных слоев общества. Вместе с тем реальная статистика России свидетельствует, что в 2005 году этот разрыв составил 14,6 раза. Выступавшие на пленарном и секционных заседаниях представители Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, Национальной академии государственного управления при Президенте Украины, научно-исследовательских и учебных организаций Республики Беларусь отмечали, что задача повышения национальной конкурентоспособности для каждой страны постсоветского пространства является не только приоритетной задачей национального хозяйственного развития, но одновременно выступает в качестве общей идеи, реализация которой имеет существенное значение для всех стран СНГ. Подчеркивались роль и место России в процессе внешнеэкономического партнерства стран СНГ, исследовались корреляционные связи структурных преобразований в российской экономике и последующие трансформации в странах постсоветского пространства, и соответственно выдвигались идеи целесообразности проведения четко скоординированной внешнеэкономической стратегии по отношению к третьим странам, особенно в условиях присоединения России к ВТО.

На секциях были рассмотрены разнообразные факторы повышения конкурентоспособности РФ в условиях глобализации, в т.ч. экономические, правовые, внутри- и внешнеполитические механизмы обеспечения конкурентоспособности РФ, аспекты цивилизационной и социально-культурной идентичности России в мировой системе, а также актуальные вопросы конкурентоспособности стран СНГ. Активное участие в работе секций приняли, например, А.С. Ципко (научный обозреватель «Литературной газеты»), В.А. Дрозд (зам.госсекретаря Союзного государства Россия-Беларусь), В.М.Безденежных (директор Московского института международного бизнеса при Минэкономразвития), профессорско-преподавательский состав РАГС и других научных, учебных и практических организаций России.

По завершении работы секций руководителями последних на заключительном общем заседании были обобщены основные высказанные авторами идеи и подведены итоги, выработаны рекомендации по повышению конкурентоспособности, принято решение о подготовке записки по материалам конференции в Совет по конкурентоспособности России.

В.В.Перская — профессор кафедры теории и практики государственного регулирования рыночной экономики

Кадры решают все

В октябре с. г. ректорат РАГС на своем заседании рассмотрел вопрос «Кадры профессорско-преподавательского состава подведомственных РАГС образовательных учреждений».

Обращение к данной теме не случайно. От профессионализма профессорско-преподавательского состава (ППС), педагогического таланта, культуры во многом зависит уровень не только подготовки, но и воспитания будущего специалиста.

В системе подведомственных РАГС образовательных учреждений, включая филиалы, на 1 октября 2005 г. работают 4237 профессоров и преподавателей, в том числе на штатной основе — 2694 человека. На протяжении последних лет просматривается четкая динамика роста численности ППС, которая объясняется постоянно возрастающим числом обучающихся как по программам высшего профессионального образования, так и по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Только за последние три года численность профессорско-преподавательского состава во всей системе подведомственных РАГС образовательных учреждений выросла почти на 700 человек. При этом отчетливо видна динамика увеличения численности штатных преподавателей. При норме 50%, установленной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, в подведомственных образовательных учреждениях таковых более 61%.

Сравнивая состав ППС по возрасту с общероссийским уровнем, следует отметить, что он значительно ниже. Так, каждый пятый преподаватель системы РАГС моложе 30 лет и более 40 % — в возрасте до 40 лет. Больше всего молодых преподавателей в Волго-Вятской АГС -42,5% до 40 лет и более 62% до 50 лет. В Волгоградской АГС 50% в возрасте до 40 лет и 66,5% в возрасте до 50 лет. В Орловской АГС 55,4% в возрасте до 40 лет и 68 % в возрасте до 50 лет. В Поволжской АГС 54% преподавателей в возрасте до 40 лет и 73,7% в возрасте до 50 лет.

По сравнению с профессорско-преподавательским составом Российской Федерации в подведомственных РАГС образовательных учреждениях несколько меньше и количество преподавателей в возрасте старше 60 лет. В Российской Федерации таких профессоров и преподавателей 21%, в системе РАГС — только 13,3%. Среди ППС подведомственных РАГС образовательных учреждений сегодня 11,4% докторов наук, 53,6% кандидатов наук. Всего научную степень имеют 65% штатных профессоров и преподавателей, при установленном нормативе не менее 60%.

Наибольшая численность докторов и кандидатов наук в Поволжской академии государственной службы (АГС) (67,5%), Северо-Западной АГС (64,8%), Уральской АГС (80%). В абсолютном выражении 73 доктора наук и 206 кандидатов работают в Северо-Западной АГС, 39 докторов и 302 кандидата наук — в Поволжской АГС. За последние три года заметно увеличилась численность докторов наук в составе ППС Орловской АГС (на 7 чел.), в Поволжской АГС (на 23 чел.), в Северо-Западной АГС (на 15 чел.), Уральской АГС (на 16 чел.).

В 2004 году среди профессорско-преподавательского состава подведомственных РАГС образовательных учреждений был проведен социологический опрос, в котором участвовал каждый четвертый преподаватель. Исследование показало, что для большинства опрошенных отсутствуют затруднения при опубликовании своих как научных, так и учебно-методических материалов, на что указали более 56 % опрошенных, и только около 8% отметили, что имеют затруднения в опубликовании своих работ.

Исследования также выявили довольно высокий уровень имеющихся у преподавателей возможностей доступа в Интернет. Почти 50% опрошенных указали, что имеют возможность пользоваться Интернетом. Каждый пятый респондент указал, что постоянно, а каждый третий — часто, используют в учебном процессе мультимедийные презентации, электронные учебно-методические и тестовые материалы.

Высокий качественный состав ППС подведомственных РАГС образовательных учреждений во многом определяет и их место в регионе, является важной составляющей имиджа, бренда. Так, по мнению самих преподавателей, подведомственные РАГС образовательные учреждения являются ведущими учебными заведениями в регионе и во многом (этой точки зрения придерживаются более 75% опрошенных) определяют уровень государственного и муниципального управления в регионе.

Кроме отмеченных положительных моментов, на заседании ректората РАГС был поднят и ряд проблемных вопросов. В частности, отмечалось, что в ряде региональных учебных заведений не все преподаватели систематически повышают квалификацию, есть значительные резервы в расширении практики использования ими современных электронно-коммуникационных средств. В некоторых региональных академиях только единицы аспирантов связывают свою судьбу с преподавательской деятельностью в родном вузе. Кроме того, были высказаны предложения о необходимости проведения собрания (съезда) зав.кафедрами РАГС и системы подведомственных образовательных учреждений, а также о распространении имеющегося опыта создания «больших кафедр».

В.И. Корниенко — директор Исполнительной дирекции Совета ректоров подведомственных РАГС образовательных учреждений

На кафедрах

По рейтингу независимых экспертов, РАГС заняла 3 место среди вузов России по обучению специальности «Политология».

Подготовка специалистов в области политологии в Академии имеет давние традиции. Первый, 1992 года выпуск Российской академии управления, предшественницы РАГС, целиком состоял из политологов. Тогда же в структуре политологического центра РАУ сформировался и костяк нынешней кафедры политологии и политического управления РАГС, на которой лежит основная нагрузка по организации учебного процесса по соответствующей специальности. Набор специализаций «Политико-административное управление», «Связь государственной службы с общественностью», «Политический анализ и прогноз» апробирован и в течение ряда лет обеспечивает стабильный набор.

В содержании учебного процесса реализуются несколько принципов, делающих его привлекательным для тех, кто имеет дело с политикой. Во-первых, удалось преодолеть идеологическую предвзятость, что позволило сосредоточиться на науке и на политических технологиях. Во-вторых, работа осуществляется на основе синтеза теории и практики. Не отказавшись от свойственной отечественной высшей школе научной основательности, преподаватели уделяют большое внимание теории среднего уровня и практической подготовке студентов. В-третьих, на кафедре действует принцип стабильности. Еще со времен РАУ все дисциплины учебного плана закреплены за конкретными преподавателями, в результате чего каждый из них, наращивая методический потенциал и ведя научную работу в соответствующих направлениях, стал уникальным специалистом в своей сфере. В-четвертых, максимально используется весь арсенал современных образовательных технологий: деловые игры и кейз-стади, занятия в компьютерных классах и лекции-демонстрации с применением презентационного пакета «Power point», «круглые столы» и выездные занятия, интернет-конференции в межсессионный период, промежуточное тестирование, внедрение 100-балльной системы для текущей оценки знаний.

Результатом является и неуклонный качественный рост коллектива кафедры, и стабильно высокий уровень подготовки специалистов. За последние годы 6 преподавателей кафедры защитили докторские диссертации. На сегодняшний день из 15 штатных преподавателей 9 — доктора наук, профессора и 6 — кандидаты наук, доценты; большинство из них входят в состав авторитетных общественных научных организаций, консультируют государственные структуры, общественно-политические организации, политиков. Общий объем их научных публикаций за последние 5 лет составил 394 печатных листа, опубликовано 17 монографий и 5 сборников научных трудов, 4 учебника и 10 учебно-методических пособий, в том числе два с грифами Министерства образования РФ и УМО.

Неудивительно, что на выпускных испытаниях студенты неизменно демонстрируют высокий уровень подготовки. За пять последних лет не было ни одной неудовлетворительной оценки, удельный вес хороших и отличных оценок по итогам сдачи государственных экзаменов колеблется, в зависимости от года, от 92% до 100%. Половина выпускников получают дипломы с отличием. Значительная часть выпускников по окончании обучения сдают экзамены кандидатского минимума и продолжают работу над темой дипломного проекта в качестве аспирантов и соискателей ученой степени кандидата политических наук. Многие выпускники занимают высокие посты в системе государственного управления, руководят работой кафедр и факультетов в высших учебных заведениях страны.

Written by admin

Декабрь 28th, 2015 | 3:12 пп