Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

№ 75 — Иерархи на учёбе в РАГС, Модель кафедры …

В рамках реализации долгосрочного Соглашения о сотрудничестве между Академией и Московской патриархией Русской православной церкви, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, 7 ноября с.г. в РАГС открылись очередные, четвертые курсы повышения квалификации руководящего состава РПЦ по программе «Государственно-церковные отношения: состояние, пути совершенствования». На официальном открытии перед слушателями выступили президент-ректор РАГС В.К. Егоров, викарий Святейшего Патриарха, архиепископ Истринский Арсений, главный редактор Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец. Председатель Комитета Государственной думы Федерального собрания РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций С.А.Попов провел с иерархами церкви встречу-беседу «Законодательство РФ в области государственно-конфессиональных отношений» и рассказал о Законе РФ «О свободе совести и вероисповедания».

В течение двух недель обучаемые ознакомятся с основами законодательства РФ в области государственно-конфессиональных отношений, рассмотрят состояние и пути совершенствования взаимоотношений государства и церкви, проблемы деятельности религиозных объединений, другие актуальные вопросы.

А.П. Бурмистров — зам. директора ИППК

Модель кафедры, ориентированная на новое качество образования и повышение конкурентоспособности выпускников

Осуществляемые преобразования в России ставят перед Академией новые задачи в области подготовки кадров. Это должны быть высокообразованные государственники, сильные духом и любящие Россию, способные воспринимать и использовать во благо государства инновационные знания, гибко адаптироваться к постоянно изменяющейся внешней среде, сохраняя при этом ценностные ориентиры развития и скрепляя на их основе многонациональное разнообразие народов страны в крепкое державное единство.

Подготовка таких кадров в первую очередь зависит от кафедр — основного «производственного» звена высших учебных заведений страны и нашей Академии.

Выполняя решения Ученого совета Академии, посвященного проблеме повышения конкурентоспособности РАГС при Президенте Российской Федерации, в порядке проведения эксперимента создана хозрасчетная кафедра инновационных технологий в государственной сфере и бизнесе с содержанием за счет собственной платной деятельности.

В рамках таких основных процессов деятельности кафедры, как набор абитуриентов; обучение студентов; научно — исследовательская работа; консультационная деятельность; практическая работа созданы хозрасчетные центры, которые возглавляют руководители в ранге заместителей заведующего кафедрой. Это кадровый центр; центр научно — образовательных инновационных технологий; центр консалтинга, экспертизы оценки.

Стратегическая задача центров — выкристаллизовывать и соединять качество набора с качеством обучения и последующим трудоустройством абитуриентов; исследовательскую хозрасчетную деятельность профессоров, осуществляемую по заказам корпораций, с образовательным процессом, с созданием инновационных технологий и с обучением их использованию студентов; консалтинговую деятельность профессорско-преподавательского состава с познанием современной инновационной практики и с ее передачей студентам в виде конкретных прикладных знаний и научно выверенных технологий; инновационную практику с квалификацией преподавателей; квалификацию преподавателей с повышением качества знаний студентов.
Кафедра, являясь структурным подразделением Академии, будет осуществлять обучение студентов на базе стандартных образовательных программ, подтвержденных соответствующими лицензиями Академии. Она на хозрасчетной основе организует деятельность в области переподготовки, стажировки, повышения квалификации и иных форм обучения по специальным программам, востребованным на рынке образовательных услуг. Обеспечивает конкурсный отбор, обучение, трудоустройство и сопровождение карьеры выпускников в рамках приобретенной ими квалификационной пригодности. Система обучения строится по модульному принципу. Внутри специальности выделяются базовые специализации, наиболее востребованные на рынке образовательных услуг. В рамках специализаций формируются ключевые направления обучения слушателей в системе повышения квалификации, стажировок, краткосрочных ситуационных программ.

Новое качество обучения не может быть достигнуто без изменения экономической составляющей знаний, обеспечивающей процесс их производства, инкорпорирования и использования. Существующее финансирование кафедр рассчитано на стандартный подход к получению знания. Нестандартная модель требует использования нестандартных систем финансирования и мотивации. Система мотивации должна содержать побудительные мотивы и стимулы, заинтересовывающие профессорско — преподавательский состав и обслуживающий персонал в развитии новой модели кафедры. Она предполагает постепенный переход коллектива на полное самофинансирование и соответствующий рост оплаты труда, адекватный достижению высоких стандартов качества. Высокая мотивация, конкурентные преимущества, использование прямых связей кафедры с выпускниками позволят привлечь государственные и коммерческие заказы для обеспечения работы центров. Новая модель кафедры обеспечивает баланс интересов участников процесса обучения и формирования кадров нового поколения. Аспиранты и докторанты, поступающие на бюджетной основе, получат качественное знание и могут быть распределены на работу согласно контрактам, которые могут быть заключены между Академией и государственными органами власти, направившими их на обучение.

Кафедры за счет повышения своей конкурентоспособности получат устойчивый источник дохода от высококачественного инновационного труда, создадут необходимую инфраструктуру, привлекут для работы молодежь, лучших ученых и специалистов, создадут систему внутрикорпоративной социальной ответственности. Отпадет потребность профессорско — преподавательского состава зарабатывать на стороне для поддержания своего жизненного уровня.

Практика показывает, что чистота эксперимента достигается тогда, когда вновь создаваемая кафедра не ставится в искусственно созданные благоприятные условия. Она должна провести эксперимент, суметь доказать свою жизнеспособность, целесообразность деятельности на основе новых хозрасчетных условий. При этом необходимо добиться повышения качества выпускников, их востребованности на рынке труда в государственной сфере и бизнесе.

Поэтому сейчас мы подбираем инновационно настроенный персонал, открываем современные специализации, разрабатываем учебные планы, создаем учебные пособия и учебники, проводим курсы повышения квалификации и стажировки, на которых и проверяем правильность принятых нами стратегических решений развития кафедры.

В.Ф. Уколов — зав. хозрасчетной кафедрой инновационных технологий в государственной сфере и бизнесе

Россия — Иран: диалог культур

27-28 октября с.г. в Академии прошла Международная научная конференция ‘Россия. — Иран: диалог культур», организованная Российским институтом культурологии и Культурным, центром при Посольстве Исламской Республики Иран в г.Москве при содействии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Федерального агентства по культуре и кинематографии, Научного совета РАН по истории мировой культуры, институтов востоковедения и всеобщей истории РАН, Центра национальной славы России. К участию в конференции были приглашены ведущие ученые России, Ирана, европейских государств, стран евразийского региона, представители научных и учебных заведений Москвы и других регионов Российской Федерации, творческих организаций и интеллектуальных кругов.

В состав оргкомитета конференции вошли руководители ведомств, академических учреждений и вузов России, культурологи, востоковеды, искусствоведы, а также известные специалисты по проблемам культурного многообразия в условиях глобализации.

Полномочный и Чрезвычайный Посол Исламской Республики Иран в РФ Голамреза Ансари во вступительной речи заявил о важности и перспективах диалога культур России и Ирана для развития взаимоотношений, а также указал на историческую взаимосвязь двух государств. С приветственным словом к участникам конференции обратились зам. министра культуры и массовых коммуникаций А.Е.Бусыгин и президент-ректор РАГС В.К. Егоров.

С докладами по актуальным проблемам сотрудничества и взаимодействия цивилизаций выступили д-р Мохаммад Нахавандиян — советник Президента Исламской Республики Иран, профессор Тегеранского университета, директор Национального исследовательского центра по вопросам глобализации, С.М. Небрен-чин — генеральный директор медиа-группы «Информ» Торгово-промышленной палаты РФ.

На конференции обсуждались исторические истоки и перспективы культурного взаимодействия России и Ирана, вопросы глобализации, межконфессионального общения и социальной сплоченности в рамках культурного диалога. Был проведен «круглый стол» «Культуры России и Ирана в контексте исламского мира».

Выступающие отметили необходимость укрепления научных и образовательных контактов между странами Востока и Запада, проведения совместных мероприятий, организации проектов, направленных на распространение идей культурного плюрализма, лингво-культурного многообразия в условиях расширения ин-формационно-коммуника-тивного пространства, терпимости, ответственности за судьбы культуры в современном динамично изменяющемся мире.

В работе «круглого стола» принимали участие К.Э.Разлогов — директор Российского института культурологии, д-р Мохаммад Гамаюн — зам. министра культуры и исламских связей Исламской Республики Иран, директор НИИ культуры, искусства и коммуникации, г-н Иманипур Мехди — советник по вопросам культуры, руководитель Культурного центра при Посольстве Исламской Республики Иран в г.Москве, г-н Мохаммад Ираки — 1-й заместитель министра культуры и исламских связей Исламской Республики Иран,
г-н Мохаммед Местири — директор Института Исламской мысли (г. Париж), А.П.Логунов — декан факультета истории политологии и права Российского государственного гуманитарного университета, В.С. Чугунов -нач. отдела внешних связей Московского Дома национальностей, Г.П.Авдеев — советник по Исламу в Государственной думе, профессор РАГС О.Н. Астафьева и др.

Особый интерес вызывали секционные заседания конференции, на которых обсуждались проблемы исторического взаимодействия двух государств, перспективы их развития в условиях глобализации, перспективы совместной подготовки культурологических проектов и программ России и Ирана; было представлено искусство России и Ирана в современном мире.

Участники конференции остались довольны ходом дискуссии и выразили надежду, что объявленные Организацией Объединенных Наций идеи развития диалога культур и цивилизаций получат свое дальнейшее продолжение на международных форумах. Деятели культуры понимают свою ответственность за изменение мира к лучшему и в дальнейшем будут использовать созидательный потенциал для диалога на основе гуманистических идеалов между разными странами мира.

Н. Жирова — аспирантка 1 курса кафедры теории и практики культуры

Апробация типовой модели системы качества вуза

Всмотритесь же в пути и судьбы России, вдумайтесь в ее крушение и унижение!

И вы увидите, что русскому народу есть только один исход и одно спасение -возвращение к качеству и его культуре.

Ибо количественные пути исхожены, выстраданы и разоблачены, и количественные иллюзии на наших глазах изживаются до конца.

И.А. Ильин

Эти слова великого русского философа и мыслителя были сказаны почти сто лет назад, но они как никогда актуальны и сегодня.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года главная задача российской образовательной политики — обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Начиная с 1 января 2006 года, в системе российского образования введены новые показатели деятельности и критерии государственной аккредитации высших учебных заведений, предусматривающие оценку результативности и эффективности системы качества вуза, согласованной с типовой моделью, разработанной в 2005 году. Таким образом, перед каждым вузом стоит задача — организовать апробацию и адаптацию типовой модели системы качества к особенностям своей деятельности с целью успешного прохождения очередной государственной аккредитации. В настоящее время возникает ситуация, когда всем вузам страны будет необходимо войти в этот процесс, естественно, с учетом национальных интересов, российской специфики и своих особенностей. При этом инновационные модели качества образования не должны нарушать сложившиеся традиции и зарекомендовавшую себя практику деятельности и развития ведущих вузов страны.

Помочь в разрешении основных проблемы на стадии становления типовой модели системы качества вуза и был призван организованный Центром обеспечения качества обучения государственных и муниципальных служащих ИВО РАГС при Президенте Российской Федерации общероссийский инициативный корпоративный учебно-методический инновационный проект «Апробация типовой модели системы качества вуза», проводимый под эгидой и при участии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) и Совета по координации управления качеством высшего профессионального образования Рособрнадзора.

Цели проекта:

— информирование вузов о структуре и содержании типовой модели системы качества образовательного учреждения (СК ОУ), созданной с целью упорядочения оценки эффективности СК вуза в рамках комплексной оценки деятельности;

— апробация, доработка и внедрение типовой модели СК ОУ на базе российских вузов;

— разработка методического обеспечения по созданию, внедрению и оценке функционирования СК ОУ для совершенствования управления и повышения качества образования в российских вузах, для удовлетворения потребностей личности, общества и государства, а также интеграции российской высшей школы с европейской системой высшего образования в рамках Болонского процесса.

В соответствии с целью проекта были поставлены следующие задачи:

■ «погружение» в проблемы создания СК ОУ и пути их решения в соответствии с новыми показателями деятельности и критериями государственной аккредитации вуза;

■ «посвящение» в подходы;

■ презентация «лучших практик» — подходов и опыта создания СК ОУ в ведущих вузах (в области качества);

■ мониторинг уровней зрелости СК ОУ и потребностей кадров вуза;

■ организация и координация возможной деятельности участников корпоративного проекта;

■ подготовка замечаний и предложений по совершенствованию типовой модели СК ОУ.

В рамках данного инновационного проекта было проведено два семинара «Апробация типовой модели системы качества вуза». Первый семинар (установочный) проходил с 29 мая по 17 июня 2006 года. Второй — со 2 по 20 октября 2006 года. На нем с докладом выступил Н.И. Булаев — председатель Комитета Государственной думы РФ по образованию и науке. Он рассказал о законодательстве Российской Федерации в сфере образования. Участники семинара также с большим интересом заслушали сообщение д-ра Дейвида Кэмпбелла (Крендфилдский университет, Великобритания) об использовании модели превосходства EFQM в высшем образовании. Бурное обсуждение вызвало выступление В.И. Круглова — начальника Управления лицензирования, аттестации и аккредитации Рособрнадзора. Он обратил внимание участников семинара на то, что сегодня в системе образования осуществлен переход к комплексной оценке деятельности вузов на базе утвержденного перечня показателей аккредитации, включающего, в частности, и показатель эффективности внутривузовской системы обеспечения качества образования или систем управления и контроля качества. По существу, оценка этого показателя должна базироваться на анализе наличия и эффективности системы обеспечения качества или системы гарантий качества в вузе, что прямо обязывает образовательные учреждения приступить к созданию такой системы. Динамика развития общества диктует необходимость опережающего развития образования и создания эффективной системы управления всеми процессами, гарантирующими качество образовательной деятельности. Это обусловливает своевременность данного проекта, подчеркнул В.И. Круглов.

Всего в работе данного инновационного проекта приняли участие более 100 вузов России. Участники проекта поблагодарили организаторов за хорошую подготовку и прекрасное методическое сопровождение и выразили надежду на дальнейшее сотрудничество по данной проблеме. В свою очередь Центр качества во главе с директором М.Ф.Королевым взял на себя обязательства обобщить все материалы, проанализировать анкеты и передать Рособрнадзору свои предложения по совершенствованию и доработке типовой модели системы качества вуза. Для организации эффективной работы в этом направлении проводится научный анализ закономерностей и принципов построения системы качества образовательного учреждения. Планируется разработка инструктивно-методического обеспечения совершенствования механизмов управления качеством образования, организации поддержки и совершенствования деятельности руководителей и сотрудников служб качества России.

Все вопросы, касающиеся гарантий качества, будут обсуждаться в рамках Международного форума ‘Гарантии качества образования», который пройдет в Академии 5 — 8 декабря 2006 года. Приглашаем всех принять активное участие.

Н. Романькова — замдиректора — начальник отдела профессионального обучения Центра качества

Орбита РАГС

25 октября с.г. в Северо-Западной академии государственной службы состоялась конференция «Большая кафедра — новые подходы и методы в преподавании политологии». На конференции были рассмотрены актуальные вопросы преподавания политологии в высших учебных заведениях: программа кандидатского минимума по политологии, возможности применения новых образовательных технологий в образовательном процессе, методическое обеспечение курса «Политология» в учебных заведениях системы РАГС.
В ходе работы конференции были заслушаны доклады В.С. Комаровско-го — профессора кафедры политологии и политического управления РАГС, Л.Н. Тимофеевой — зам. зав. кафедрой политологии и политического управления РАГС, О.В. Агеева — доцента кафедры истории и политологии Волго-Вятской академии государственной службы. По результатам работы конференции были приняты следующие рекомендации:

— в рамках «Большой кафедры» политологии системы РАГС создать учебно-методическое объединение с целью координации учебной, учебно-методической и научно-методической работы в подведомственных учебных заведениях, экспертизы и грифования учебно-методической литературы;

— одобрить в целом программу подготовки аспирантов, обучающихся политологическим специальностям, в том числе программу кандидатского минимума, разместить программу на сайтах подведомственных РАГС учебных заведений для ее широкого обсуждения;

— обратиться к руководителям подведомственных учебных заведений, заведующим кафедрами политологии с просьбой внести свои предложения по оптимизации норм расчета учебной нагрузки для работы с аспирантами.

Любимое место отдыха аспирантов РАГС-ЗУОК «Солнечный»

4 ноября 2006 г. Россия отмечала День народного единства.

Москву радовал первый ноябрьский снег, а в аспирантской гостинице кипела работа: аспиранты опять едут отдыхать!

Поездки в загородный учебно-оздоровительный комплекс «Солнечный» для аспирантов РАГС стали доброй традицией, и поэтому очередные, теперь уже праздничные, выходные ребята решили посвятить свежему, морозному воздуху, высоким раскидистым соснам и белому снегу, сверкающему за городом как-то по-особому красиво. Итак, поездка!

I Сбор аспирантских рюкзачков. Ленинградский вокзал. Билеты до ст. «Поваровка». В путь! За туманным окном электрички мелькают станции, перроны, дома и домишки, речки и снежные холмы Подмосковья. Дорога занимает не более 40 минут, поэтому не успеваешь утомиться, зато наслаждение от увиденного пейзажа велико! До места назначения 10 минут быстрой ходьбы, и вы попадаете в «Солнечный»!

При содействии Управления аспирантуры и докторантуры РАГС и директора ЗУОК «Солнечный» Ю.П. Парашина аспиранты посетили открывшийся бассейн, устроив соревнования виртуозного плавания; сыграли партии настольного тенниса и даже почувствовали дух настоящей парной. Вечерние посиделки в уютной компании под звуки гитары в руках мастера, аспиранта 2 курса Ахбы Мурата, чья музыка дарила настоящее наслаждение; утренние пробежки по хрустящему снегу; физический труд по благоустройству территории; вкуснейший обед, искусно приготовленный местными поварами — все это оставляет прекрасные воспоминания о настоящем отдыхе. Заряженные энергией природы, аспиранты, возвращаясь в родные пенаты, уже планировали следующую поездку.

А. Унпелева- аспирантка 2 курса

Спорт

Октябрь в РАГС традиционно считается месяцем проведения целого ряда спортивных мероприятий. Пока погода была солнечной и сухой, прошёл футбольный турнир в рамках осеннего первенства Академии. В упорном матче за первое место команда сотрудников (капитан- А. Пакида) сумела обыграть очень сильную и слаженную команду аспирантов (капитан Т. Вдовенко) со счётом 4:2, которая в итоге стала второй. На третьем месте — команда Управления компьютерной техники и информационных систем (капитан-Е. Агеев).

После двух туров Гран-при Академии по шахматам первое место делят Ю.Баранов и А. Жучков, набравшие по 35 очков, всего одно очко уступает им Б. Накопия. Четвёртое и пятое места у многолетних наших лидеров А. Марголина и А. Тупикина, которые набрали соответственно 33 и 29 очков. Впереди у шахматистов ещё 8 туров, и ситуация может в корне измениться.

Победителями осеннего первенства Академии по теннису в мужском парном разряде стали представители кафедры физкуль-турно-оздоровительной работы А. Данюшевский и А. Володин. В финале они уверенно обыграли (счет 6:3, 6:3) М.Г. Гуленкова и А. Михайленко, которые несмотря на самоотверженную борьбу стали вторыми.

Прошёл также ряд соревнований по волейболу и настольному теннису, о которых мы расскажем в следующих номерах газеты.

А. Годик — замзав.кафедройФОР

15 лет спустя

«Вот только недавно защищали диссертацию…», «А помнишь, как готовились к кандидатским…», ‘Как все давно было, а кажется, что прошло всего пару лет.», «Сколько же воды утекло с тех пор…» Такие слова не раз можно было услышать 21 октября с.г. на встрече выпускников аспирантуры Академии 1991 года (тогда она называлась Академией общественных наук).

В этот день в зале Ученого совета царило какое-то необычное, приподнятое настроение. Как будто и не было этих 15 лет, не было тех изменений в стране и за ее пределами, которые затронули судьбы многих, пришедших на встречу выпускников РАГС. Все они были в тот момент не депутатами, руководителями государственных органов власти различного уровня, не предпринимателями, а просто людьми, которые когда-то сидели за одной партой, вместе «грызли гранит науки» и переживали перед экзаменами, вместе отдыхали.

Прошли годы, изменились не только люди, значительные перемены произошли и в самой Академии. О том, чем сегодня живет РАГС, как организуется учебный процесс, выпускникам рассказал президент-ректор РАГС В.К.Егоров. Он также подчеркнул, что, сколько бы не прошло лет, выпускников всегда будут рады видеть в этих стенах, рады узнать их мнение о работе Академии, выслушать предложения по улучшению ее деятельности.

На встречу, несмотря на занятость и расстояния, приехали выпускники из ФРГ, Республики Алтай, Украины, Республики Казахстан, Перми, Оренбурга, Новгорода, Новосибирска и т.д.

Профессор П.Т. Тимофеев: «Искреннерад видеть всех выпускников, тем более что некоторые из выпускников аспирантуры 1991 года сегодня работают в Академии преподавателями Хотелось бы отметить,, что все три года вашего обучения аспирантский кор-пусбьл очень дружен, работать скурсомбылочрезвычайно интересно и даже в определенной мере познавательно… Желаю вам никогдане терять связь с преподавателями, с коллегами, с Академией в целом Уверен, такая дружбаеще не раз вампоможет..»

Профессор Г.В. Горланов: «Очень примечательно, что эта встреча выпускников проходит в год празднования юбилея Лицея… Сразу хочется вспомнить прекрасные слова А.С.Пушкина, обращенные к лицеистам: «Друзья, прекрасен наш союз!» Выпускники Академии — это ее неотъемлемая часть, ипусть сегодня не совпадают территории и государства где мы живем, нет единого политического пространства, но зато существует единое духовное пространство. Вы все — выпускники Академии,, выискренне рады видеть друг друга и пусть это единое сплоченное духовное пространство распространяется не только на вас, но и на ваших детей и внуков. Пусть ваш союз всегдабудетединым ипрекрасным!»

Н.И. Карпачева (выпускница 1991 года): «Я очень благодарна тем, кто сегодня сделал все для того, чтобы мывновь собрались вместе. Это большая организаторская работа, но она еще раз доказывает, что потребность в душевном общении с тем, кто 15 лет назад окончил Академию, не пропала. Мы все с большим чувством трепета ожидали этой встречи Каждый из нас сегодня говорил о духовном единении наших народов, и я думаю, что это самое главное, что нам удалось сохранить…»

Written by admin

Декабрь 26th, 2015 | 3:32 пп