Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

№ 76 — «Гарантии качества образования», Официально …

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «Гарантии качества образования»

Девиз форума:

«Гарантии качества образования -для качества жизни»

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!

Наш Форум объединил сегодня в стенах Академии представителей органов государственной власти, научной общественности, видных ученых, специалистов в области качества образования, ректоров ведущих вузов России, ближнего и дальнего зарубежья.

В условиях жесткой конкуренции на мировом рынке интеллектуальных ресурсов стране требуются умные, грамотные, смелые и решительные люди, настоящие профессионалы. Именно от качества образования будет зависеть в дальнейшем место, положение и роль в мире нашего государства.

В этих обстоятельствах важнейшими критериями успеха становятся лучшие мировые образцы — в бизнесе, науке, темпах экономического роста, качестве работы государственного аппарата и профессионализме принимаемых управленческих решений.

Эффективным способом реализации этих замыслов является презентация «лучших практик» — подходов и опыта использования методов управления качеством.

Поскольку Академия стала победителем открытого конкурса Рособразования на право проведения этого Форума — рад приветствовать всех участников этого важного мероприятия в РАГС.

Уверен, Форум поможет всем нам выработать новые подходы к решению важных задач в области гарантий качества образования, приведет к повышению эффективности нашей общей работы.

Президент-ректор Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федераци В.К. Егоров

Официально

Одной из основных задач российской образовательной политики в настоящее время является создание общенациональной системы оценки качества образования, эта задача вошла в число приоритетных при вхождении России в Болонский процесс.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки придает особое значение созданию систем качества образовательных учреждений высшего профессионального образования. Таким образом, формируется новый механизм совершенствования, обеспечения и оценки качества подготовки специалистов для современной российской экономики.

В рамках работы Совета по координации управления качеством высшего профессионального образования, созданного Рособрнадзором при участии Рособразования, разработан цикл семинаров «Качество профессионального образования: система качества вуза, опыт и перспективы».

Семинары проводятся в целях ознакомления руководителей и работников с основными принципами построения систем качества вузов, возможностью их внедрения как механизмов управления процессами вуза и контроля качества профессионального образования для обеспечения подготовки конкурентоспособных специалистов.

Из письма В.А. Болотова -руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки ректорам высших учебных заведений

Качество — палитра мнений

Механизм обеспечения качества в современной системе образования должен опираться на такие базовые результаты проводимой в последнее десятилетие стандартизации в сфере образования, как образовательные стандарты; технологии и средства контроля их соблюдения и оценки образовательных достижений; организационные структуры обеспечения, контроля и оценки качества, ответственные за подготовку обоснованных рекомендаций по его совершенствованию.

Ф.Д. Демидов — проректор по учебно-методической работе РАГС -директор Института высшего и послевузовского профессионального образования

***

Основой построения концептуальной модели системы обеспечения качества обучения будущих специалистов государственной службы является педагогическая система, подчиненная целям формирования личности будущего государственного служащего, способного обеспечить эффективное управление организацией, функционирование систем государственного и муниципального управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития.

Л.Л. Юрова — филиал Орловской региональной академии государственной службы в г. Тамбове

***

Необходимо вычленить единые подходы и требования к формированию системы качества подготовки специалистов для государственного и муниципального управления, которые должны быть инвариантны вне зависимости от специфики образовательных учреждений.

В.Н. Меньшова — Сибирская академия государственной службы

Система качества вуза — залог эффективного управления образовательным процессом

В преддверии начала работы Международного форума «Гарантии качества образования» наш корреспондент встретился с В.И. Кругловым — начальником Управления лицензирования, аттестации и аккредитации Рособрнадзора.
— Виктор Иванович, в последнее время проблемы качества образования вышли на первый план, создаются специальные структуры, обеспечивающие и контролирующие качество подготовки специалистов. Является ли это следствием действительно серьезных негативных тенденций в сфере высшего профессионального образования или только обусловлено требованиями, предъявляемыми к странам — участницам Болонского соглашения?

— Действительно, в документах Болонского процесса уделяется первостепенное внимание качеству образования. Подчеркивается, что ответственность за обеспечение качества лежит на каждом вузе. Поставлена задача создания в Европе набора стандартов, процедур и руководящих принципов для обеспечения качества, разработки и внедрения согласованных систем оценки качества образования. То есть, суть заключается в том, чтобы сделать эти процессы узнаваемыми, сопоставимыми и гармонизированными при сохранении традиций, особенностей и всего лучшего, что было достигнуто национальными системами образования.

Президент Российской Федерации В.В.Путин в Послании Федеральному собранию 2004 года акцентировал внимание на качестве высшего профессионального образования, отметив при этом, что в современной России чрезвычайно много высших учебных заведений и филиалов. И беда не в количестве, а в том, что далеко не все образовательные учреждения способны гарантировать достаточно высокий уровень подготовки специалистов.

За 10 лет в России (с 1995 по 2005 гг.) количество вузов выросло практически в 2 раза, количество студентов — в 2,5 раза.

По итогам 197 поверок, проведенных в ходе контроля за выполнением образовательными учреждениями законодательства в области образования, условий образовательной деятельности, предусмотренных лицензией, установлено, что только в 20,9% учебных заведений выполняются лицензионные требования и нормативы, содержание и качество подготовки отвечает требованиям ГОС. В 28,7% учебных заведений выявлены отдельные незначительные нарушения ГОС и (или) лицензионных требований и нормативов. Почти в половине проверяемых учебных заведений — 46,1% (!!!) выявлены нарушения, повлекшие за собой сокращение сроков аттестации, лишение аккредитации, приостановление действия лицензии и даже рассмотрение учредителями вопроса о целесообразности продолжения деятельности филиалов и т.д.
— Однако проблема качества возникла не сегодня. И, вероятно, Россия и мировое сообщество уже имеют опыт деятельности в данном направлении?

— Несомненно. Основные мировые тенденции в сфере гарантий качества можно свести к следующим:

• разработка единых критериев и стандартов гарантии качества образования Европейских стран в рамках Болонского процесса;

• создание, развитие и гармонизация национальных систем аккредитации образовательных программ Европейских стран;

• разработка и внедрение системы качества образовательных учреждений на базе различных моделей системы качества, включая модель международных стандартов ENQA, серии ISO 9000:2000, модели Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM), и других национальных моделей управления качеством образования;

• перенос центра тяжести с процедур внешнего контроля качества образовательного процесса и его результатов на базе национальных систем аттестации и аккредитации в сторону внутренней самооценки образовательного учреждения на основе тех или иных моделей, что обеспечит перенос ответственности за качество и оценку качества в образовательное учреждение.

В российском образовании, начиная с середины 80-х годов прошлого века, прослеживается четкая тенденция к развертыванию программ по повышению качества образования: создание систем РИТМ (программа интеллектуального творчества молодежи) и ЦИПС (целевая интенсивная подготовка специалистов), разработка и внедрение государственных образовательных стандартов, формирование системы контроля качества, общественная (специальная, профессиональная) аккредитация, независимая институциональная аккредитация, ориентация на остаточные знания, умения и навыки выпускников, внутривузовская система качества и, наконец, типовая модель системы качества образовательного учреждения, проходящая в настоящий момент апробацию, в том числе и в рамках инициативного корпоративного учебно-методического инновационного проекта Центра качества РАГС.

— Так что же такое — система качества образовательного учреждения?

— Система качества образовательного учреждения — это система для разработки политики и целей гарантий качества и достижения этих целей в образовательном учреждении.

Внедрение системы качества позволит сохранить традиционно высокий уровень подготовки, не потерять научный потенциал, обеспечить необходимые конкурентные преимущества, сделать образование выгодным с точки зрения бизнеса и для поставщиков, и для потребителей образовательных услуг. Система качества образовательного учреждения позволит обеспечить эффективное управление процессами, которые сделают возможным достижение требуемого уровня подготовки специалистов.

— Однако формальное наличие в вузе системы качества даже в виде специальных структур, системы документационного сопровождения и т.д. не может гарантировать ее эффективность.

— Дело в том, что в нашей стране создана и действует система оценки качества с достаточно обширной инфраструктурой: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, включающая в себя аккредитационную коллегию, Управление лицензирования, аттестации и аккредитации, Главэкспертцентр, Центр государственной аккредитации, ИМЦА и Центр тестирования, органы управления образованием субъектов Российской Федерации, советы ректоров, общественно-профессиональные организации и объединения работодателей.

Одним из гарантов качества образования служит комплексная оценка деятельности вуза, которая внедрена в практику регламентации высших учебных заведений с 1 января 2001 г. Она основана на объединении процедур повторного (очередного) лицензирования, аттестации и государственной аккредитации; предусматривает выдачу вузу лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации на единый срок; сокращает время принятия необходимых решений, объем делопроизводства и финансовые затраты вуза за счет проведения экспертизы силами единой комплексной комиссии.

Все указанные процедуры направлены на обеспечение гарантий качества образования.

— Какие основные направления совершенствования системы образования Вам видятся сегодня?

— На наш взгляд, необходимы установление тесных связей между образованием и рынком труда, развитие структуры квалификаций, основанной на компетентности (компетенцию необходимо прописать в образовательном стандарте), разработка гибких образовательных маршрутов. Это общие направления.

Что касается мероприятий по совершенствованию контроля и надзора в сфере образования, то в настоящее время Рособрнадзор предлагает: внести изменения в условия контракта, заключаемого между учредителем образовательного учреждения и его руководителем в части повышения ответственности руководителя за несвоевременное прохождение процедур лицензирования, аттестации, аккредитации и правомерности выдачи документов об образовании государственного образца; расширить сеть постоянно действующих комиссий по осуществлению контроля за соблюдением условий образовательной деятельности; активизировать взаимодействие Рособрнадзора с учредителями вузов на этапе создания филиалов; провести проверки деятельности экстернатов и приемных комиссий; по заявкам губернаторов и органов управления образованием субъектов РФ организовать проведение внеочередных проверок контроля качества образования.

— Что Вы хотите пожелать участникам Форума?

— Концепция модернизации российского образования на период 2010 г. поставила задачу подготовки квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту.

Эта цель достижима при совокупных усилиях всех заинтересованных сторон. Энтузиазма, оптимизма, качества!

Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации

Указом Президента Российской Федерации на РАГС возложены функции учебно-методического, научного и информационно-аналитического центра по проблемам государственной службы в Российской Федерации, а также управления системой переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.

Профессорско-преподавательский состав РАГС — один из сильнейших в стране. На 24 кафедрах трудятся 397 штатных преподавателей, имеющих ученые степени и звания, половина из них — доктора наук и профессора. В штате Академии работают 5 действительных членов и членов-корреспондентов Российской академии наук и отраслевых государственных академий. Труд 168 профессоров и преподавателей отмечен государственными, а 26 — отраслевыми наградами. Ни в одном другом вузе страны нет такого корпуса высококлассных лекторов, как в РАГС. По этому показателю Академия занимает первое место среди 150 академий, действующих в Российской Федерации.

Ежегодно возрастают объемы работ, выполняемых преподавателями и учеными Академии по программно-методическому обеспечению системы обучения государственных служащих. Созданы и уже применяются электронные учебники по государственной службе, государственному и муниципальному управлению, кадровой политике.

РАГС участвует в эксперименте, проводимом Министерством образования РФ по формированию среды для дистанционного обучения. В начале 2002 года Академия, подписав меморандум со Всемирным банком, стала российским центром глобальной сети дистанционного развития (GDLN -Global Development Learning Network).

В Академии действует новый мультимедийный центр, дающий возможность дистанционного обучения, проведения видеоконференций, позволяющий преподавателям и слушателям в полной мере обжить интернет-среду.

Ежегодно в РАГС обучается только на бюджетной основе около 4 тыс. человек. Сверх контрольных цифр обучение государственных и муниципальных служащих проводится на платной основе. В Академию принимаются также сотрудники негосударственных учреждений и организаций на условиях полного возмещения затрат.

У Академии есть все основания гордиться результатами своей деятельности, своими выпускниками. Среди них -Герои России, видные политические деятели, лидеры российского бизнеса. Каждый третий сотрудник Совета Федерации имеет диплом об окончании Академии. Значительное число выпускников РАГС работают в силовых структурах.

Обучение в РАГС осуществляется по нескольким видам образовательной деятельности:

— высшее профессиональное образование;

— профессиональная переподготовка и повышение квалификации;

— послевузовское профессиональное образование (аспирантура и докторантура).
Библиотека с книжным фондом 2 млн томов обеспечивает слушателей необходимой учебной, методической и научной литературой.

РАГС координирует деятельность широкой сети федеральных образовательных учреждений, включающую 9 академий государственной службы, 3 института повышения квалификации, 57 филиалов и представительств.

В числе слушателей РАГС- граждане Беларуси и Молдовы, Таджикистана и Узбекистана. Краткосрочное обучение прошли группы из Китая, Монголии, Германии. Контакты с ближним и дальним зарубежьем развиваются, и руководство РАГС уделяет им большое внимание.

В Академии ведется целенаправленная организационная работа по совершенствованию качества образовательной деятельности с целью обеспечения новых потребностей органов государственной власти и управления. Создан Центр обеспечения качества обучения государственных и муниципальных служащих.

РАГС в 2004 году стала лауреатом конкурса Минобрнауки «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов».

В последнее время в свете реализации образовательной политики Ученым советом РАГС было принято решение в апреле по апробации и внедрению основных компонентов типовой модели системы качества Академии. В связи с этим Центром качества ИВО РАГС, при участии Рособрнадзора и представителей вузов — лидеров в области качества образования, в Академии были развернуты работы по апробации типовой модели системы качества вуза.

Центр обеспечения качества обучения государственных и муниципальных служащих

Центр качества ИВО был создан приказом президента-ректора В.К.Егорова в соответствии с решением Ученого совета Академии с целью активизации и координации работы научно-педагогических и руководящих кадров кафедр, учебных, научных, информационно-аналитических и других подразделений, а также других образовательных учреждений, реализующих образовательные программы для государственной и муниципальной службы Российской Федерации по созданию и совершенствованию систем качества образовательных учреждений.

Активно включившись в процесс создания системы обеспечения качества обучения государственных и муниципальных служащих, Центр в 2003 г. впервые возглавил работу по обеспечению участия Академии в конкурсе Минобразования «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов».

По итогам конкурса 2004 года (приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17.02.2005 № 342) РАГС при Президенте РФ стала лауреатом конкурса «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов».

В структуре Центра два отдела — отдел профессионального обучения и отдел мониторинга качества образования, которые обеспечивают основные направления деятельности Центра.

Обучение и консультирование, организация различных форм дополнительного профессионального образования и повышение уровня профессиональной компетентности научно-педагогических и руководящих кадров являются важнейшими направлениями деятельности Центра.

Обеспечение качества и эффективности системы повышения профессионально-педагогической квалификации научно-педагогических и руководящих кадров также является одним из направлений решения сверхактуальных проблем по обеспечению гарантий качества образования.

Проблема менеджмента качества сложна, многоаспектна и охватывает вопросы методологического, нормативного, организационного, методического характера. Особенно важно включать в процесс обучения все категории сотрудников, участвующих в организации и реализации подготовки, переподготовки и повышении квалификации специалистов в образовательных учреждениях высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования.

Центром проведено более 60 семинаров, в рамках которых прошли обучение свыше 1600 человек.

Введение эффективных систем качества в образовательных учреждениях требует высокого профессионализма, знания менеджмента качества, принципов проектирования систем качества, основанных на передовом отечественном, зарубежном опыте, международных стандартах. Для этого необходимо готовить специалистов в области качества.

Выделение понятия «качество» как определяющей составляющей процесса обучения на современном этапе требует сегодня не описания конечного результата обучения, а характеристики самих процессов в таких дидактико-методических и психологических составляющих, которые связаны с возможностью строить взаимодействие всех сторон образовательной деятельности непосредственно сейчас, а не в отдаленном будущем.

Всего в семинарах, посвященных проблемам создания и развития систем качества вузов, приняли участие более 400 образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Значительную часть слушателей семинаров составили представители руководящего звена вузов: ректоры, проректоры, руководители учебно-методических управлений и подразделений качества.

В соответствии с решением Совета по координации управления качеством высшего профессионального образования Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 21.12.2005г. и письмом Рособрнадзора от 27.12.2005 № 02-673 Центр качества обучения организовал инициативный корпоративный учебно-методический инновационный проект «Апробация типовой модели системы качества вуза». В рамках данного инновационного проекта было проведено два семинара: установочный, который состоялся в июне 2006 года, и итоговый, который проходил в Академии со 2 по 20 октября 2006 года.

Целями проведения семинаров стали:

• апробация, доработка и внедрение типовой модели СК ОУ на базе передовых вузов;

• разработка методического обеспечения по созданию, внедрению и оценке функционирования СК ОУ для совершенствования управления и повышение качества образования в российских вузах для удовлетворения потребностей личности, общества и государства;

• интеграция российской высшей школы в европейскую систему высшего образования в рамках Болонского процесса.

В число участников проекта вошли более 200 вузов России. На октябрьском семинаре проанализированы первые итоги апробации типовой модели системы качества, особенности подходов к внедрению типовой модели системы качества, выработаны предложения Рособрнадзору по ее совершенствованию.

Мониторинг в образовании — это постоянное наблюдение, оценка и прогноз состояния образовательной среды с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. При этом обеспечивается обратная связь, позволяющая правильно оценить степень, направление и причины отклонения фактических результатов от заданных. Таким образом, мониторинг перманентно обеспечивает диагностику условий, процесса и результатов образовательной деятельности, служа основанием для формирования коррекционных механизмов.

Иначе говоря, проблемы мониторинга решаются одновременно и на уровне их теоретического осмысления, и на уровне практической реализации. В реальном образовательном процессе мониторинг тесным образом связан со всеми функциями и стадиями управления, поэтому его существенные характеристики могут быть рассмотрены только в соотнесении с другими звеньями процесса управления образованием в вузе.

Отдел мониторинга профессионального образования разворачивает работу по контролю за качеством образовательного процесса в Академии, осуществляя свою деятельность в направлении организационного и научно-методического обеспечения, формирования базы данных и механизмов ее регулярного пополнения, научной обработки результатов, обобщения, анализа и определения тенденций развития, определения путей доведения информации до заинтересованных структур и лиц, формирования и реализации коррекционных мероприятий.

Кроме указанных направлений деятельности, Центр принимает участие в реализации значительного числа научно-исследовательских проектов, а также ведет большую инструктивно-методическую работу — подготовлено и издано свыше 30 информационных, нормативных и методических сборников, около 20 изданий на электронных носителях.

Центр качества тесно взаимодействует с ведущими учеными, вузами и организациями в области гарантий качества образования.

В целом, обеспечение качества обучения в системе РАГС является главным фактором совершенствования качества кадрового потенциала государственной и муниципальной службы Российской Федерации, залогом успешного построения демократического государства с эффективной экономикой, фундаментом устойчивого развития страны.

Центр качества — современный механизм стратегического, тактического и оперативного управления развитием деятельности Академии

Возглавляет Центр качества почетный работник высшего профессионального образования, эксперт Совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области качества, член рабочей группы Совета по координации управления качеством высшего профессионального образования Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук, к. ф.-м.н., доцент Михаил Федорович Королев.
— Михаил Федорович, конечной целью повышения качества системы образования в Академии заявлена аттестация, или есть более глубокие стратегические цели?

— Стратегической целью в области качества является обеспечение конкурентоспособности Академии, совершенствование ее деятельности как головного российского образовательного, научного и информационного центра в области государственного и муниципального управления, выполнения приоритетных задач в плане формирования и совершенствования качества кадрового потенциала, служебной деятельности.

Тактическая цель на ближайшие три года — модернизация системы качества РАГС, действующей сегодня по модели конкурса Минобразования России, путем перехода на типовую модель системы качества вуза, предлагаемую Рособрнадзором в качестве критериальной при очередной государственной аккредитации.

Оперативные цели связаны с вовлечением всего коллектива РАГС в деятельность на основе методологии всеобщего управления качеством. Выявляется потребность персонала Академии в обучении и инструктивно-методическом обеспечении постоянного совершенствования его деятельности.

— Чего хочет практически добиться ЦК и что это принесет учащимся?

— Пусть каждый преподаватель и сотрудник Академии овладеют культурой качества и механизмами обеспечения гарантий качества своей деятельности, и тогда каждый выпускник будет конкурентоспособен на рынке труда, эффективен в своей профессиональной деятельности, а качество жизни станет заметно улучшаться.

Стратегия и политика в области качества деятельности Академии уже реализуется как через систему качества РАГС, так и в рамках обучения студентов специальностей «Государственное и муниципальное управление» и «Управление персоналом» (дисциплины «Управление качеством», «Управление качеством в государственной и муниципальной службе», «Управление качеством персонала организации»), которое ведется на кафедре государственной службы и кадровой политики сотрудниками Центра качества. Планируется в последующие годы расширить эту работу.

— Что такое ISO 9000 и другие программы? Может ли ими воспользоваться уже состоявшийся выпускник (например, на курсах повышения квалификации)?

— Международные стандарты Международной организации стандартизации (ISO) серии ИСО 9000 определяют модели систем менеджмента качества, отражающие современную (ИСО 9000:2000) методологию всеобщего управления качеством. Кроме них, эксперты считают перспективными различные модели конкурсов в области качества (в том числе, премии Правительства РФ в области качества).

По заказам выпускников (их организаций) Центром качества в короткие сроки могут быть организованы семинары по повышению квалификации в области качества с привлечением ведущих специалистов. Опыт таких семинаров уже имеется (см., например, на сайте РАГС информацию о проведенном в прошлом учебном году семинаре для руководителей кадровых служб территориальных подразделений Центрального банка России /«Современные требования к качеству работы кадровых служб и механизмы их достижения» с 18 по 28 октября 2005 г. /).

— Была ли проведена апробация ЦК?

— «Апробация» Центра качества РАГС состоялась в 2003-2004 гг., когда в результате трехлетней подготовки, внедрения и совершенствования системы качества Академии по модели конкурса Минобразования России РАГС была признана лауреатом этого конкурса, что, кстати, значительно упростило ее подготовку к очередной комплексной оценке деятельности, итогом которой явилась государственная аккредитация до 2010 года.

— Каковы прогнозы для Академии, какую роль и какое место после изменений она займет в государстве, в образовательном пространстве?

— Академия была, есть и будет головной кузницей кадров для госслужбы России, ее научным и информационно-аналитическим центром, а также образцом для соответствующих образовательных учреждений государственной и муниципальной службы, конкурентоспособным лидером ВПО в России, СНГ, других регионах по специальностям подготовки, по научным исследованиям и разработкам в области обеспечения гарантий качества кадрового потенциала общества, в конечном итоге — механизмом обеспечения качества жизни в стране и конкурентоспособности России в мировом экономическом пространстве.

Вузы и организации — партнеры РАГС в области гарантий качества образования

Российский университет дружбы народов

В настоящее время Российский университет дружбы народов — один из ведущих вузовских центров мира. По рейтингу, РУДН в течение 12 лет входит в первую пятерку вузов России.

Университет является лидером по реализации положений Болонского процесса, возглавляет эксперимент по введению кредит-но-модульной схемы обучения (корректировка и модификация структуры учебных планов, новая схема расчета учебных и экономических параметров, модификация технологий обучения, внедрение программы управления качеством образования, организация службы тьюторов, модификация схем расчета учебных и экономических часов). Разработанная и внедренная в университете система обеспечения качества обучения доказала свою эффективность.

Доступность, качество, эффективность -три цели модернизации образования.

В.М.Филиппов — ректор РУДН

Ивановский государственный энергетический университет

Ивановский государственный энергетический университет является одним из старейших энергетических вузов страны.

Свою стратегию развития ИГЭА строит по системе сбалансированных показателей на основе совершенствования процессов в образовательной, научной и инновационной сферах деятельности (непрерывное устранение дефектов в основных процессах вуза, применение идей внутреннего и внешнего бенчмаркинга, совершенствование процессов трудоустройства, автоматизированная обработка данных и информации и другие направления повышения качества процессов ).

Система качества университета является уникальной действующей моделью.

Развивая систему стратегического управления качеством образования, ИГЭА формирует у выпускников высокий уровень профессиональных знаний и предпринимательских навыков, максимально полно удовлетворяет запросы многосегментного рынка труда, а у потребителей продукции и услуг высшей школы — новые взгляды на качество образования, пропагандируя важность гуманистических аспектов и знаний естественных наук, необходимость развития профессиональных компетенций у студентов и сотрудников вуза, необходимость сохранения культурных и демократических традиций в обществе.

Культуру качества следует понимать комплексно. Она должна охватывать каждый процесс, каждый вид деятельности и каждого сотрудника. Понятие комплексного качества распространяется выше традиционной идеи качества, которая выражается в степени соответствия стандарту содержания учебных программ или уровне экзаме-наиионных оценок студентов вуза. Университет должен принимать и применять следующую концепцию: качество — это степень удовлетворения запросов потребителя (студента преподавателя, предприятия), степень пригодности выпускника вуза к эффективной работе.

В.Н. Нуждин — ректор Ивановского энергетического университета

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ», основанный в 1886 году, является одним из крупнейших центров подготовки кадров и проведения фундаментальных и прикладных научных исследований в области радиотехники, электротехники, электроники, вычислительной техники и информатики.

Работы по менеджменту качества начали проводиться в СПбГЭТУ с 1994 г. Университет принимал участие более чем в 10 проектах, в том числе международных, в области управления качеством образования. «ЛЭТИ» принят в Европейскую сеть университетов по всеобщему менеджменту качества (the European Universities Network for Total Quality Management (EUN.TQM)).

В настоящее время при поддержке Совета по координации управления качеством высшего профессионального образования, созданного Рособрнадзо-ром при участии Рособразования, «ЛЭТИ» реализует проект по апробации типовой модели системы качества вуза. В частности, университетом разработана модель самооценки «Совершенства деятельности вуза», гармонизированная с моделью Европейского фонда по менеджменту качества.
Как показывает опыт многих зарубежных и отечественных предприятий различных сфер деятельности, внедрение принципов менеджмента качества как одной из составляющих общего менеджмента организации является наиболее эффективным средством совершенствования системы управления в современных условиях…

Для объективной оценки качества результатов любой высокотехнологичной продукции или услуги, к которым, несомненно, относятся образовательные и научно-исследовательские услуги высшей школы, кроме оценки степени соответствия результатов технологического процесса предъявляемым требованиям, необходимо иметь также и заключение о том, каково качество самого процесса предоставления этих услуг, т.е. насколько он совершенен, упорядочен, организован, устойчив, обеспечен, нацелен на предотвращение появления отклонений, несоответствий и т.д. Таким образом, качество результатов деятельности высших учебных заведений (вузов) должно обеспечиваться через управление качеством основных рабочих процессов вуза.

С.А. Степанов — декан ФЭМ, заведующий кафедрой менеджмента и систем качества Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета

Московский институт стали и сплавов

Московский институт стали и сплавов — ведущее высшее учебное заведение России по подготовке инженерных и научных кадров в области металлургии и материаловедения.

МИСиС является одним из первых вузов России, в котором была начата разработка теоретических аспектов качества обучения и путей практической их реализации. В 1983 году был выпущен, обобщающий опыт МИСиС, документ «Управление качеством подготовки специалистов» (автор В.А. Роменц), создан Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. МИСиС — коллективный член Академии проблем качества, удостоен диплома международной организации МО «СовАсК» за качество учебного
процесса, является дипломантом и лауреатом конкурса премии Правительства в области качества. С 2000 года МИСиС является базовым вузом по проведению конкурса Министерства образования РФ «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов».
МИСиС — организатор и один из активных участников проекта по апробации системы качества вуза.

В настоящее время проблема качества внедряется в сознание руководителей предприятий, организаций, фирм, компаний. А значит, эта проблема в первую очередь должна войти в сознание молодых специалистов. Это должно стать их философией.

В.П.Соловьев — проректор МИСиС, А.И .Кочетов — начальник Управления стратегического развития МИСиС

Европейский центр по качеству

Основными целями создания Европейского центра по качеству стали: создание единого информационного пространства, распространение знаний, гармонизация систем обеспечения качества России и Европейского союза, подготовка и переподготовка специалистов и преподавателей учебных заведений в области управления качеством в России, согласованная с требованиями Европейской организации по качеству.

Европейский центр по качеству — первое в России учебное заведение, слушатели которого включаются в российский Реестр специалистов в области управления качеством, утвержденный Госстандартом России.

Европейский центр по качеству является учебно-методическим центром Системы сертификации услуг по подготовке специалистов в области метрологии, стандартизации, сертификации и управления качеством (Система сертификации ГОСТ Р. Свидетельство РОСС RU.0001.04ЭН00.).

Европейскому центру по качеству Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и Европейской организацией качества (EOQ) предоставлено право принимать экзамены у специалистов по качеству, присваивать им квалификации в соответствии с Гармонизированной схемой EOQ и включать их в Российский реестр и реестр EOQ.

Формирование государственной позиции в отношении международных норм качества жизни высокоразвитых стран (включая не только качество товаров и услуг, но и отношение к природе, обществу, социальную толерантность и т.п) осуществляется по различным направлениям. Одним из «мощных инструментов» решения поставленной задачи является система образования будущих специалистов, которые через производственную деятельность способны оказать эффективное воздействие на мировоззрение и уровень качества жизни общества

В.Н. Азаров — директор Европейского центра по качеству

Российская академия проблем качества

Межрегиональная общественная организация «Академия проблем качества» является независи-
мой научно-технической организацией ученых и специалистов, объединившихся для делового, профессионального, творческого и информационного сотрудничества в области проблем качества, надежности, конкурентоспособности, сертификации и стандартизации продукции. Основной целью Академии является содействие в консолидации деятельности научного потенциала ученых и специалистов всех сфер народного хозяйства, направленного на ускорение социально-экономического развития путем содействия повышению качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг, качества жизни
населения. Структурно включает отраслевые и проблемные отделения.

Слово «качество» произносится последнее время все чаще. Говорят, что оно обеспечивает условия выживания на современном все более жестком мировом рынке. Но если присмотреться пристальнее, то можно заметить, что само по себе качество — всего лишь одно из необходимых условий выхода на рынок. И это условие ничем бы не выделялось из всех прочих, если бы не одно важное обстоятельство. Система обеспечения качества -это путь к систематическому снижению себестоимости при одновременном повышении качества. Заключенный в этой фразе кажущийся парадокс и есть ключ к непрерывному повышению интереса к качеству и к тому, что многие называют наступивший век — веком качества.

Ю.П. Адлер — академик АПК РФ, член Совета Международной гильдии профессионалов качества

Качество — палитра мнений

Качество должно стать важнейшей характеристикой, влияющей на всю деятельность университета, направленную на благо студентов, родителей, работодателей, государства и общества в целом.

С.Г. Харина И.В. Бумбар — Дальневосточный государственный аграрный университет

***

Через опережающее развитие качества личности обучающихся, высокое качество обучения и воспитания, профессиональной подготовки специалистов сферы агропромышленного комплекса, обеспечение преемственности культуры и духовно-нравственных основ российского общества внести достойный вклад в создание условий для роста уровня качества жизни населения сельских территорий, обеспечения конкурентоспособности российской экономики.

Т.И. Грудкина — Орловский государственный аграрный университет

***

В теории и практике управления под качеством продукта понимается его свойство удовлетворять потребности и ожидания конкретного потребителя, что применительно к подготовке государственного и муниципального служащего можно рассматривать как его полезность в выполнении конкретных функциональных обязанностей.

Т.Ю. Савченко — филиал Уральской академии государственной службы в г.Челябинске

***

Перспективным и наименее разработанным является, на наш взгляд, создание модели управления качеством образования по специальности, не «привязанной» к конкретным условиям отдельного вуза и учитывающей имеющийся опыт других вузов. Особое значение это имеет для тех вузов, где доминирует государственный заказ на подготовку специалистов и для которых качество специалистов стоит на первом месте.

Е.А. Музыченко — Сибирская академия государственной службы

***

Необходимо также ввести в практику комплексную оценку квалификации, профессиональной деятельности и личностных качеств преподавателей на основе установленного перечня конкретных показателей и коэффициентов их значимости.

А.Д. Аркаченков, А.А.Осипов — филиал Северо-Западной академии государственной службы

***

Концепция системы менеджмента качества подготовки специалистов в Саратовском государственном социально-экономическом университете разработана на основе подхода, определяющего в качестве основной продукции вуза специалиста, получившего высшее профессиональное образование. Этот подход ориентирован на подготовку специалистов, востребованных и успешно продвигающихся на рынке труда, обладающих необходимым набором общих и профессиональных компетенций, подтверждаемых всеми заинтересованными сторонами, включая работодателей, выпускников, органы управления образованием. При таком подходе обучение в вузе рассматривается как процесс преобразования абитуриентов в специалистов, востребованных на рынке труда. Соответственно, весь образовательный процесс в вузе строится исходя из требований к специалисту, а оказание образовательных услуг считается производственными операциями, направленными на создание промежуточной продукции.

М.В. Попов, В.К. Зубкова, И.К. Бурмистрова, Е.Н. Жиц — Саратовский государственный социально-экономический университет

***

Основным фактором обеспечения устойчивого развития государства является кадровый потенциал, формирование и развитие которого осуществляется главным образом в рамках системы образования. Следовательно, качество образования определяет состояние и перспективы развития общества.

Н.А. Михальченкова — Коми республиканская академия государственной службы и управления при Главе Республики Коми

***

Система обеспечения качества образования — совокупность организационных структур, мероприятий, методов, измерений, показателей и объектов контроля, взаимодействующих между собой, отражающих степень соответствия образовательной деятельности и оказываемых услуг потребностям общества, способствующих повышению уровня подготовки специалистов.

Организация управления качеством обучения основана на системном подходе, охватывающем все сферы деятельности университета, оказывающие влияние на уровень образовательных услуг.

Н.М. Дубкова — Нижегородский государственный технический университет

События

3 — 5 октября 2006 г. в МГУ им. М.В.Ломоносова проходил Всероссийский социологический конгресс, в котором участвовали кафедры и подразделения Академии. Директор Центра качества РАГС М.Ф.Королев выступил c докладом «Механизмы обеспечения гарантий качества образования» на полупленарном заседании конгресса 3 октября 2006 года. Готовятся к печати тезисы этого доклада.

***

20 октября 2006 г. Центром качества РАГС завершен инициативный корпоративный учебно-методический инновационный проект «Апробация типовой модели системы качества вуза» (установочный семинар состоялся в мае), на котором были выработаны предложения и рекомендации по совершенствованию и доработке типовой модели системы качества. В проекте приняли участие более 100 вузов России.

***

20 -21 октября 2006 г. в Центре международной торговли проходила 2-я Всероссийская конференция руководителей образовательных учреждений, на которой директор Центра качества РАГС М.Ф.Королев выступил с докладом «Система качества как механизм обеспечения гарантий качества образования».

***

8 ноября — 10 ноября 2006 года в Москве, в Президент — отеле проходил Международный форум, посвященный Всемирному дню качества и Европейской неделе качества под девизом «Лучший опыт — для лучшей жизни».

В рамках работы Форума были организованы конференции: «Качество в сфере государственного и муниципального управления», «Качество образования».

В работе Форума приняли активное участие сотрудники Центра качества РАГС.

Директор Центра качества РАГС М.Ф.Королев на конференции «Качество в сфере государственного и муниципального управления» выступил с сообщением «Управление качеством кадрового потенциала государственной и муниципальной службы», заместитель директора — начальник отдела профессионального обучения Н.В. Ро-манькова на конференции «Качество образования» сделала сообщение по теме «Обеспечение качества обучения научно-педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений».

Центр качества в 2007 году планирует провести:

5-16 февраля — семинар «Совершенствование качества дополнительного профессионального образования».

5-16 марта — семинар «Управление качеством в образовании (на основе типовой модели системы качества вуза)».

10-12 апреля — научно-практическую конференцию «Обеспечение качества кадрового потенциала: проблемы и пути решения».

3-18 мая — семинар «Экспертиза качества образовательной программы».

28 мая — 1 июня — семинар «CALS -технологии в образовании, науке и промышленности».

Written by admin

Декабрь 26th, 2015 | 3:24 пп