Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Особое совещание

20 февраля 1906 г. был издан Манифест об изменении Учреждения Государственного совета и о пересмотре Учреждения Государственной думы, по которому существовавший с 1810 г. Государственный совет становился верхней палатой российского парламента, а вновь создаваемая Государственная дума (представительный орган населения) – нижней палатой.

С учетом Манифестов 17 октября 1905 г. и 20 февраля 1906 г. Николаем II была единолично утверждена новая редакция Основных государственных законов Российской империи (1906 г.). Новый текст Основных государственных законов был разработан Государственной канцелярией (подчиненной императору) и Советом министров (этот орган, контролирующий деятельность отдельных министров и главноуправляющих, был создан в конце 1905 г., его возглавил С.Ю. Витте) без привлечения представителей широкой общественности.

В феврале 1906 г. текст Основных законов был передан в Совет министров, в марте он окончательно был доработан Особым совещанием под председательством императора. 23 апреля 1906 г. Николай II, не дожидаясь ее рассмотрения Первой Государственной думой, единолично утвердил Свод Основных государственных законов Российской империи. По сути, это была первая российская конституция.

С принятием Основных законов 23 апреля 1906 г.:

  1. Россия стала конституционной монархией. Исключено было такое определение царской власти, как «неограниченная». Однако в самих Основных законах сохранялся термин «самодержавие» применительно к царской власти.
  2. Император признался особой священной и неприкосновенной, осуществлял полномочия главы государства, верховного главнокомандующего, имел право вводить военное положение, жаловать титулы, ордена и другие государственные знаки отличия.
  3. Любой законопроект, прежде чем быть подписанным императором, подлежал утверждению Государственной думой и Государственным советом. Таким образом, законодательную власть осуществляли Государственная дума, Государственный совет и император.
  4. Император обладал правом вето на принятые палатами парламента законопроекты.
  5. Император мог, по представлению Совета министров, принимать указы законодательного характера в случаях, когда имелась такая необходимость, а сессия Думы или Государственного совета в этот момент была прервана (например, Государственная дума была распущена самим же царем), кроме тех законов, которые касаются статуса самих палат парламента – Государственной думы и Государственного совета. После открытия законодательной сессии в течение двух месяцев такой указ должен был вноситься на одобрение Думы, иначе он автоматически прекращал свое действие.
  6. Государственная Дума избиралась на 5 лет, созывалась и распускалась императорским указом, монарх также определял продолжительность ежегодных сессий и сроки перерывов в работе Думы. При Думе создавались комиссии из депутатов – распорядительная, бюджетная, по государственной обороне и др. Руководил работой Думы председатель, который имел двух заместителей (товарищей) и ежегодно переизбирался общим собранием Думы.
  7. Государственной думе было запрещено обсуждать вопросы, отнесенные к «ведению государя» (дипломатические, военные, экономические отношения с другими странами, внутренние дела двора, финансовые).
  8. Император назначал половину членов Государственного совета, включая председателя верхней палаты и его заместителя.
  9. Вся полнота исполнительной власти оставалась за императором и назначаемыми им министрами, возглавляемыми председателем Совета министров (Совет министров с октября 1905 г. становится постоянно действующим органом, Комитет министров в апреле 1906 г. был упразднен). Министры были ответственны не перед парламентом, а лично перед императором.

Written by admin

Июнь 13th, 2011 | 10:59 дп