Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Важные дела по государственным преступлениям

Во-первых, чаще стали практиковаться изъятия дел из общего судебного порядка с передачей этих дел на рассмотрение специальных и чрезвычайных судов. В 1872 г. наиболее важные дела по государственным преступлениям были переданы на рассмотрение Особого присутствия Сената с участием сословных представителей. В 1874 г. из ведения общих судов были изъяты дела о «противозаконных сообществах» и участии в них, а в 1878 г. – дела о противодействии или сопротивлении властям и покушениях на должностных лиц. Обвиняемые в этих преступлениях предавались военному суду.

После покушения на императора Александра II в 1881 г. было принято специальное «Положение о мерах к ограждению государственного порядка и общественного спокойствия», возвратившее и закрепившее все ранее сделанные изъятия из общего судебного порядка. Согласно этому Положению, министру внутренних дел и генерал-губернатору предоставлялось право передавать ряд дел на рассмотрение военных судов для решения по законам военного времени. Причем, это право не было ограничено территориальными пределами: достаточно, чтобы в одном месте было введено положение чрезвычайной охраны, и оно могло распространяться на любую часть страны. Военные суды рассматривали дела в кратчайшие сроки с минимальными гарантиями прав обвиняемого, приговаривая к самым суровым наказаниям.

Во-вторых, получило развитие в целом системы административной репрессии. Важную роль в этом сыграло примечание к ст. 1 Устава уголовного судопроизводства, допускавшее ситуации, при которых «административная власть принимает в установленном законом порядке меры для предупреждения и пресечения преступлений и проступков». Так, по известному политическому «делу 193-х» суд оправдал большинство подсудимых. Однако после оправдательного приговора эти люди в административном порядке были подвергнуты ссылке на поселение.
В 1871 г. дознание по государственным преступлениям было официально поручено Корпусу жандармов. Собранные материалы должны были передаваться министру юстиции, который мог направить их в судебные инстанции или принять меры к решению дела в административном порядке.

В-третьих, еще в 1866 г. у суда присяжных были изъяты дела о печати; административные органы понуждали прокуроров возбуждать дела против наиболее смелых публицистов и редакторов. Наступление на гласность началось задолго до 1881 г. В интересах конфиденциальности допрос высших должностных лиц с 1869 г. мог производиться на дому.

В 1887 г. суду предоставлялось право закрывать двери заседаний, объявляя слушающееся дело «деликатным», «конфиденциальным» или «секретным».

В-четвертых, в уездах ликвидировался институт мировых судей и вводился институт земских начальников, наделенных широкими административно-судебными правами в отношении крестьянского населения. В 1889 г. вступило в действие Положение о земских участковых начальниках, разрушившее раздельность судебной и административной властей. Этим актом, прежде всего, был нанесен серьезный удар по системе мировых судов, их число существенно сократилось, а затем они исчезли вовсе (1913).
Земские начальники осуществляли контроль над сельскими и волостными органами самоуправления, руководили полицией и надзирали за деятельностью волостных судов. В качестве ценза для должности земского начальника устанавливались: высшее образование или занятие в течение нескольких лет должности мирового посредника, мирового судьи, высокий имущественный ценз и звание потомственного дворянина. Сословный принцип подбора кадров проявился здесь со всей откровенностью.

Written by admin

Май 13th, 2011 | 10:54 дп