Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Проект земского положения

В процессе создания земских органов вовсе не предполагалось, что они станут зародышами конституционного строя в России. Полагали, что эти органы будут решать вопросы местного экономического характера, что по своему типу это скорее «общественные, частные», чем государственные, публичные учреждения. Создание земских органов самоуправления скорее было призвано отвлечь общественность от конституционных стремлений. Вместе с тем в проекте земского Положения предполагалось включить земских представителей в процесс разработки законопроектов.

По мнению некоторых исследователей (В.В. Леонтович), в основу органов земского самоуправления легла не идея децентрализации государственного суверенитета (т.е. разделения ветвей власти), а концепция, резко противопоставляющая общество государству. Из нее вытекало, что вмешательство государства в общественную сферу является нездоровым явлением. Общественные задачи должно решать само общество, а не бюрократия.

Однако государство оставляло за собой контроль за деятельностью земств: губернатор и министр внутренних дел обладали правом вето в отношении решений, принятых земскими органами. В отдельных случаях для его преодоления требовалось решение Сената.
Устроители земской реформы не решились открыто провести сословный принцип формирования новых местных органов. Однако для них было неприемлемым и всеобщее избирательное право. Поэтому для выборов земских учреждений предполагалось разделить все уездное население на три части – курии, в каждой из которых, как отмечала комиссия, «преобладает одно из главных исторически сложившихся сословий». Избирательная система должна комбинировать сословное начало с началом имущественного ценза. Куриальная система позволяла правительству заранее планировать число выборщиков от сословий и регулировать их соотношение в земских учреждениях. Таким способом оно всегда могло обеспечить в них преимущество для представителей правящего класса.

В 1864 г. в России были созданы земские органы самоуправления. Система земских органов была двухуровневой: на уровне уезда и губернии. Распорядительные земские органы назывались собраниями, а исполнительные – управами. Члены управы назначались земским собранием соответствующего уровня. Уездные земские собрания избирались землевладельцами (помещиками), городскими жителями, некоторое количество мест в них имели даже представители крестьян-общинников. Губернские земские собрания формировались уездными земскими собраниями данной губернии. Председатель губернского земского собрания утверждался в должности министром внутренних дел и губернатором соответствующей губернии. В компетенцию органов земского самоуправления входило решение местных хозяйственных проблем. Члены земских собраний выбирались на 3 года, их частичная ротация происходила ежегодно.

Городская реформа. В 1870 г. было издано «Городовое положение», вводившее всесословное местное самоуправление в городах. Еще в 1846 г. ограниченное городское самоуправление было введено в Санкт-Петербурге, а в 1862 г. – в Москве.
В соответствии с новой городской реформой шестигласную городскую думу, которая исходила из сословного принципа, заменила всесословная дума. Городскую думу – орган городского самоуправления избирали горожане на основе имущественного ценза на 4 года.

Гласные городской думы избирали из своей среды городского голову – выборного главу городского самоуправления, который одновременно возглавлял городскую думу (представительный орган) и городскую управу (исполнительно-распорядительный орган), а также членов городской управы.
Компетенция органов самоуправления в городах соответствовала компетенции земских учреждений в сельских местностях. К их ведению относились следующие вопросы – городское благоустройство, здравоохранение, хозяйственные дела и др.

Written by admin

Май 13th, 2011 | 10:52 дп