Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Правовое положение населения

Четвертое (с 1828 г.) отделение ведало благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями.
Пятое (с 1836 г.) отделение готовило проект реформы государственных крестьян.
Шестое (существовало в 1842-1845 гг.) отделение готовило проект реформы управления Кавказом.

Во второй четверти XIX в. Собственная Его Императорского Величества Канцелярия превратилась в непосредственный аппарат при императоре и рассматривала все важнейшие вопросы жизни страны. Она приобрела особое значение, оттеснив на второй план Государственный совет, Сенат и Комитет министров. Собственная Его Императорского Величества Канцелярия была органом, связывавшим царя с правительственными учреждениями по всем важнейшим вопросам государственного управления.

Правовое положение населения во многом определялось жалованными грамотами Екатерины II, принятыми в конце XVIII в. В среде крестьянства наиболее тяжелым оставалось положение самой многочисленной категории – помещичьих крестьян. С 1816 г. часть государственных крестьян была переведена на положение военных поселенцев. Сохранялись такие категории крестьянства, как посессионные крестьяне (с 1840 г. заводчикам было разрешено освобождать их от крепостной зависимости, что значительно увеличивало производительность их труда) и удельные (дворцовые) крестьяне.

Развитие формы государственного единства России в первой половине XIX в. Российская империя оставалась унитарным государством: губернии являлись административно-территориальными образованиями, полностью контролировавшимися из центра.

Вместе с тем, в составе империи существовал ряд национальных образований, имевших отдельные элементы автономии. Среди них прежде всего следует выделить Финляндию и Польшу. Выборгская губерния была присоединена к России еще Петром I в результате Северной войны. Остальная Финляндия на правах Великого княжества вошла в состав России в 1809 г. после победоносного завершения очередной русско-шведской войны. Тогда же к Великому княжеству Финляндскому была присоединена Выборгская губерния. Российский император принял титул великого князя Финляндского, и объединение России и Финляндии обрело форму личной унии.

В Финляндии в соответствии с ее Конституцией был создан сословный (4-палатный) сейм. Финляндский сенат выполнял не только судебные, но и правительственные функции. Но Конституция Финляндии неоднократно нарушалась российскими имперскими властями.

Собственно польские и литовские земли вошли в состав России в результате третьего раздела Речи Посполитой в 1795 г. По итогам Венского конгресса 1815 г., когда большая часть Варшавского княжества была вновь присоединена к России, Александр I даровал Польше статус Царства Польского и Конституционную хартию. В Польше, как и в Финляндии, был создан сейм. В Польше в основном сохранялось местное право, даже армия, бюджет и прочие атрибуты государственности. В частности, Польша, как и прежде, делилась на воеводства, а не на губернии.

После польского восстания 1830 г. Николай I заменил александровскую Конституционную хартию Органическим статутом (1832). Польский сейм был упразднен, воеводства преобразованы в обычные российские губернии, в дальнейшем постепенно упразднялись прочие элементы автономии Польши. В 1866 г. Царство Польское было окончательно преобразовано в Варшавское генерал-губернаторство, хотя император сохранил в своем официальном титуле наименование царя польского.
Определенные элементы автономизации существовали также в Закавказье и отдаленных восточных территориях Российского государства.

Местное управление строилось в полном соответствии с системой крепостнического хозяйствования. Центральной фигурой в нем оставался помещик, сосредоточивший в своих руках экономическую, административно-судебную и политическую власть над своими крестьянами.

На губернском уровне главным лицом в системе местного управления являлся губернатор. Наказом 1837 г. губернаторы наделялись широким кругом полномочий: полицейскими, надзорными, административно-хозяйственными и др. Закон отводил губернатору место непосредственного начальника вверенной ему губернии.

Written by admin

Май 13th, 2011 | 10:42 дп