Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Сословно-представительная монархия

Таким образом, во второй половине XVI в. – первой половине XVII в. были окончательно ликвидированы остатки феодальной раздробленности, сложилось не только политическое, но и экономическое единство страны. Возникла сословно-представительная монархия. Был создан централизованный чиновничье-бюрократический государственный аппарат, началась организация регулярной армии, окрепла государственная казна, что позволяло царской власти (и господствующему классу феодалов) к концу рассматриваемого периода все в меньшей мере искать опору в сословно-представительных учреждениях.

Вопросы и задания для самостоятельной работы и самопроверки
1. Как Вы думаете, какие причины обусловили формирование в России сословно-представительной монархии?
2. Поясните, какие основные признаки отличают правовой статус монарха в период сословно-представительной монархии?
3. Почему Соборное Уложение 1649 г. является кодифицированным источником права?
4. Проведите сравнительный анализ, выявив общее и особенное, Судебников XV-XVI вв. и Соборного Уложения 1649 г.

Становление и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII – XVIII вв.)

Политический строй в период образования   и развития абсолютной монархии в России

В период правления Петра I (1672-1725) в России завершается формирование абсолютной (неограниченной) монархии – формы правления, при которой верховная власть всецело принадлежит монарху. Ее типичные признаки:

  1. централизация государственного управления с одновременным усилением государственного контроля за всеми сферами жизни общества (в 1722 г. была учреждена прокуратура, государство предписывало населению, какие танцы танцевать, когда гасить свет, в каких гробах хоронить и др.);
  2. ликвидация сословно-представительных органов (в частности, перестали созываться Земские соборы);
  3. создание сильного профессионального бюрократического аппарата (этому способствовала замена приказов коллегиями), профессиональной полиции и армии;
  4. усиление после провозглашения империи экспансионистских устремлений России;
  5. законодательная регламентация правового статуса сословий, консолидация слоя помещиков-землевладельцев («шляхетства») как основной опоры самодержавия с одновременным ужесточением положения крестьянства;
  6. установление полного контроля государства над церковью (после учреждения в 1701 г. Монастырского приказа и в 1721 г. Синода как органа государственного управления церковными делами резко усилилась секуляризация церковных земель, т.е. их изъятие из собственности церкви и монастырей и передача в руки государства);
  7. господство в обществе патриархальной идеологии (логично, что с 1721 г. Петра I стали официально именовать «отцом Отечества»).

В истории государственных реформ XVIII в. принято выделять три периода:
1) 1699-1710 гг. – частичные преобразования в системе государственного управления и военная реформа;
2) 1710-1719 гг. – ликвидация органов сословно-представительной монархии, создание Сената и проведение первой областной реформы;
3) 1719-1725 гг. – создание отраслевой (коллегиальной) системы управления, вторая областная, церковная и финансово-налоговая реформы, реформа системы государственной службы.

Правовое положение Государя, как гласила ст. 20 Воинских артикулов 1715 г., определялось следующим образом: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять», В октябре 1721 г. в связи с победой в Северной войне Правительствующий сенат и Священный синод присваивают Петру I титул «Отца Отечества Императора Всероссийского». Россия становится империей. Петр I меняет шапку Мономаха на императорскую корону.

В 1722 г. Указом Петра I «О наследии престола» утверждается новый порядок престолонаследия: право монарха по собственной воле назначать наследника престола (так, по политическим мотивам от престолонаследия был отстранен царевич Алексей Петрович).
Монарх являлся: единственным источником закона, которые издавались либо монархом, либо от его имени Сенатом; главой всех высших государственных органов, осуществляя назначение на высшие должности, а также поощрение и наказание должностных лиц; верховным судьей и осуществлял помилование; верховным главнокомандующим и главой церкви.

С ослаблением роли Боярской Думы в конце XVII – начале XVIII вв. возникают органы, призванные выполнять совещательные и распорядительные функции при монархе: сначала Ближняя канцелярия, затем Консилия министров и, наконец, Сенат. Правительствующий Сенат – высший орган по делам законодательства и государственного управления был учрежден Петром I в 1711 г. как временный орган, призванный замещать царя во время Прусского похода. Однако просуществовал Сенат более двухсот лет, до 1917 г. Сенат издавал законодательные акты, имеющие после указов монарха наивысшую юридическую силу; осуществлял административные полномочия; являлся высшим судебным органом (после царя); выполнял определенные надзорные функции. Надзор за самим Сенатом осуществляли сначала генерал-ревизор, позднее – специальные гвардейские офицеры и обер-прокурор.

Written by admin

Май 13th, 2011 | 10:36 дп