Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Важнейшие вопросы внешней политики

Важнейшие вопросы внешней политики обсуждались, начиная с Земского собора 1566 г., созванного в связи с Ливонской войной, и кончая соборами 1653-1654 гг. о вхождении Украины в состав России и 1683-1684 гг. о «вечном мире» с Польшей. Иногда на Земских соборах поднимались и заранее не запланированные вопросы: на соборе 1566 г. его участники поставили вопрос об отмене опричнины, на Земском соборе 1642 г., созванном для обсуждения вопроса об Азове, – о положении московских и городовых дворян.

Продолжительность заседаний земских соборов зависела от обстоятельств и существа обсуждавшихся вопросов. В ряде случаев Земские соборы функционировали непрерывно от нескольких дней до нескольких месяцев и даже лет. Решения Земского собора оформлялись принятием специального соборного документа, как правило, «приговора».
Ни созыв, ни решения Земских соборов формально не были обязательны для царя. Но реально он не мог не считаться с мнением дворянских и богатых посадских кругов, ибо успешность его политики зависела от их поддержки.

В исторической литературе высказывалось мнение, что земские соборы были совещательными органами при царе. Видимо, их статус зависел от исторического периода их деятельности. В период сословно-представительной монархии они являлись высшими органами государственной власти и играли важную роль в политической жизни страны. Царская власть опиралась на Земские соборы в борьбе с остатками феодальной раздробленности, с их помощью господствовавший класс феодалов старался ослабить классовую борьбу. С середины XVII в. деятельность Земских соборов постепенно замирает. Это объясняется как становлением абсолютизма, так и тем, что дворяне и частично посадские люди изданием Соборного уложения 1649 г. добились удовлетворения своих требований, ослабла опасность массовых городских восстаний, необходимость в таком органе постепенно уменьшалась. Земские соборы, в определенной степени ограничивая власть царя, в то же время ее всемерно укрепляли.

Местными сословно-представительными органами с середины XVI в. стали земские и губные избы. Городским и сельским обществам в конце 40-х гг. XVI в. стали выдавать губные грамоты, предоставлявшие право преследовать и наказывать «лихих людей» и создавались с этой целью специальные губные органы.

Борьбу с разбойниками организовывали и осуществляли выборные присяжные заседатели (губные целовальники) из среды черносошных крестьян и посадских людей. Эти лица действовали в пределах особого судебного округа – губы (примерно в границах волости). Губные органы возглавлялись выборными старостами (головами) от дворян данной волости. Представители губных организаций проводили свои съезды, на которых решались наиболее важные дела, выбирался всеуездный губной староста (голова).
Губные старосты в своей деятельности опирались на многочисленный штат губных целовальников (избираемых в волостных, становых, сельских и посадских округах), сотских, пятидесятских, десятских – полицейских чинов мелких округов.

В компетенцию губных органов в середине XVI в. (по Судебнику 1550 г.) входил суд по делам о разбое и татьбе, а в XVII в. – также по убийству, поджогу, оскорблению родителей и др. Процесс мог носить как розыскной характер, когда дело возбуждалось без заявления потерпевшего (при поимке вора с поличным, повальным обыском, оговором и т.п.), так и состязательный (частный иск, свидетельские показания, «поле», признание ответчика и пр.).

В XVII в. деятельность губных изб попала под контроль воеводы. Со временем губные органы потеряли независимость, выборность, были включены в централизованную государственную административную систему. Введение губных учреждений еще не предполагало отмены кормлений. Еще Судебник 1550 г. тщательно разграничивает компетенцию судов кормленщиков и губных старост.

Written by admin

Май 13th, 2011 | 10:28 дп