Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Практика созыва и хода заседаний Земских собраний

Выборы на Собор и принятие решений проходили в определенном порядке. О том, как происходил созыв Земского собора, свидетельствует «приговор» одного из них (1613 г.), в котором говорится о приглашении духовенства, бояр, дворян, гостей, посадских «изо всех городов всего великого Российского царствия… к Москве, для земского совета и для государственного опиранья, лучших и разумных людей».

Из Разрядного приказа воеводы получали предписание о выборах, которое зачитывалось жителям городов и крестьянам. Затем составлялись сословные выборные списки, число представителей в которых не было фиксированным. Выборные получали наказы от избирателей. Выбирали глав семейств и монашествующих, «крепких разумом, добрых и постоянных».

Соборы собирались на Красной площади, в Патриарших палатах или Успенском соборе Кремля, позже – в Золотой палате или Столовой избе.
Практика созыва и хода заседаний Земских собраний не была строго регламентирована и постепенно изменялась. Вопросы, подлежавшие обсуждению на Земском соборе, подготавливались царем и Боярской Думой. Они относились, как правило, к таким важным сторонам государственной жизни, как внешняя политика, финансы, законодательство.

Каждое сословие заседало отдельно и подавало собственное письменное мнение. Вопросы обсуждались по сословиям («по палатам»), но принимались всем составом Собора. В результате их обработки составлялся соборный приговор.

Установить четкие различия между собственно Земскими соборами и совещаниями соборной формы, т. е. совещаниями «думных людей» и «Освященного собора» с представителями отдельных групп феодалов или посадского населения, не всегда возможно, особенно для XVI в. В первой половине XVII в. созывались Земские соборы, состоявшие из большого числа выборных людей с мест («из городов всякие выборные люди», «дети боярские всех городов», «торговые люди всех городов» и т. д.), и Земские соборы, на которых были представлены только находившиеся в Москве служилые и посадские люди. Такое представительство в значительной мере зависело от степени экстренности созыва Земского собора и от характера вопросов, выносившихся на их обсуждение.

Содержание работы, как и причины созыва Земского собора, многообразны. Все земские соборы можно условно разделить на четыре основные группы:

  • соборы, которые созывал царь по своей инициативе;
  • созывал царь, но по инициативе сословий;
  • созванные сословиями или  по их инициативе в отсутствие царя либо направленные против него;
  • соборы, избирающие на царство.

Земские соборы утвердили на престол или избрали на царство в 1584 г. – Фёдора Иоанновича, 1598 г. – Бориса Годунова, 1613 г. – Михаила Фёдоровича (аналогично в 1645, 1676, 1682 гг.). С Земскими соборами 1549 и 1550 гг. связаны реформы Избранной рады, с Земскими соборами 1648-1649 гг. – составление и утверждение Соборного уложения 1649 г. (на этом Земском соборе было наибольшее в истории соборов число представителей с мест), Соборным решением 1682 г. была утверждена отмена местничества.

Written by admin

Май 13th, 2011 | 10:27 дп