Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Русь и Золотая Орда

В ходе сложных этносоциальных и этноконфессиональных процессов обобщались и синтезировались сущностные особенности и черты культур и религий разных народов. В силу этого, как писал уже другой исследователь Н. Бердяев, «Россия не может определять себя как Восток и противопоставлять себя Западу. Россия должна сознавать соединителем двух миров, а не разделителем». Указанный процесс наиболее активно шел в XIII-XVI вв., то есть в период сосуществования Руси и Золотой Орды.
Независимо от различий в позициях, сторонники и первой, и второй точек зрения признают продуктивное взаимодействие двух государственных традиций. Это взаимодействие выражалось в следующем:

1. В Московском государстве были восприняты некоторые черты административного управления, используемого монголами; это влияние сказалось также на системе и порядке налогообложения, формировании ямской транспортной службы, организации войска и финансово-казенного ведомства. В соответствии с ордынскими обычаями на Руси были перестроены фискальная система, военная организация, посольские обычаи. Так, например, на территории Руси была создана баскакская военно-политическая организация, состоявшая из десятников, сотников, тысячников и темников. Баскаки следили за порядком в стране, проверяли уплату дани и выполнение других повинностей в пользу Золотой Орды. Принудительным путем баскаки формировали особые военные отряды, частью укомплектованные из местного населения. Командовали ими монголо-татары. Баскаки жили в княжествах и осуществляли контроль над этими княжествами. Баскаки подчинялись «великому», или главному, баскаку, находившемуся во Владимире. К управлению княжествами привлекались представители местной знати.

2. Финансовые льготы православной церкви базировались в период ордынского главенства первоначально на Ясе (своде законов) Чингисхана, а затем – и на нормах мусульманского права (шариат).

3. В русском языке широко употребляются многие тюркские слова: казна, деньга, алтын, тамга (и его производное – таможня), ям (откуда ямщик, ямская служба). Можно долго перечислять многочисленные исторические названия в Москве (Китай-город, Арбат, Балчуг, Ордынка и др.), также восходящие к ордынским временам.

4. Русь и Золотая Орда фактически жили в рамках единой государственно-политической системы и в какой-то мере уподоблялись друг другу. Сходство государственно-административных порядков в Орде и на Руси было столь значительным, что в «Задонщине» (XV в.) Русь именуется не иначе как «Залесская Орда». Как отмечал великий российский историк Г.В. Вернадский, «подчинившись государям из дома Чингисхана, русская земля в политическом отношении была включена в огромный исторический мир, простиравшийся от Тихого Океана до Средиземного Моря». При этом князья были не просто данниками Орды, но и активными участниками ее политической жизни, то есть представляли собой важное звено государственного механизма ханской державы. Русская знать легко находила соответствие своих титулов в золотоордынской системе. Все это способствовало использованию ордынских принципов в организации власти и даже возможно подражанию им.
Русские князья подчинялись великому князю, стоявшему во главе русского улуса, а великий князь был напрямую подчинен хану Золотой Орды, выдававшему ярлык на великое княжение. «Мы видим как бы два центра, – указывал Г.В. Вернадский, – Сарай и Москву. Первый центр имеет главное, основное, значение в административно-государственной жизни всего царства Золотой Орды, но все же это не единственный центр.

Исторически это может быть объяснено тем, что Золотая Орда явилась преемницей сразу двух государственных миров; степного (частью половецкого) и лесного (северорусского). В пределах первого – в южнорусских степях – оказался главный центр Золотой Орды. В пределах второго – в северорусских лесах – возник дополнительный русский центр Улуса Джучиева – Владимир, потом Москва». Фактически, Москва стала вторым после Сарая центром Золотой Орды, сумев захватить лидерство среди русских княжеств именно потому, что она являлась главным центром сбора дани. Приемы управления Джучиева улуса московские князья и воеводы стали распространять на своих данников.

К центру монгольской власти тянулись люди из разных концов материка по административным, торговым и тому подобным делам.

5. Взаимодействие и взаимопонимание, вплоть до слияния русской и татарской знати в Московском государстве, были исключительно эффективны и совершенно логично сопровождались взаимной веротерпимостью. В золотоордынский период на Руси появилась вполне официальная формула «царев улус и княжая отчина». Тем самым признавалась одновременно верховная власть хана и суверенное право русских князей.

6. Обретение Москвой независимости от ордынских ханов (1480) и последующий захват Казанского и Астраханского ханств не были актами религиозной войны, не означали политического разрыва с их наследниками, а представляли собой проявление типично имперской средневековой политики, определявшейся стремлением приобрести новые территории и новых подданных.

Взятие Казани (1552) и Астрахани (1556) означало в этом контексте не только включение означенных территорий в состав Российского государства, но и признание московского государя Ивана Грозного законным правителем почти всей территории бывшей Золотой Орды.  Ханское звание и принадлежность к роду Чингизидов по-прежнему продолжали пользоваться уважением на Руси. В результате, с XVI в. ислам и православие существуют в России как бы параллельно.

7. Уже с начала XVI столетия в грамотах крымских и ногайских ханов московский государь именуется не иначе как «Великого улуса великий князь». Тем самым, мусульманские династии, формировавшиеся в ходе распада Золотой Орды, признавали московских правителей законными преемниками власти в этом некогда могущественном государстве, ибо только Золотая Орда ранее именовалась «Великим улусом». Входящий тогда же в обращение титул «Белый царь» являлся признанием преемственности власти московского государя от ранее правивших в Сарае ханов Белой Орды улуса Джучи (старшего сына Чингисхана): белый цвет у кочевников символизировал запад, а указанный титул фигурировал главным образом в отношениях московского государства с народами Востока.

Московские цари не отказывались даже от ряда важных внешних символов своей власти, имевших восточное происхождение. Например, вплоть до конца XVII в. московские великие князья и цари вели переписку с мусульманскими государями с соблюдением ордынских «протокольных» традиций, то есть с использованием официального стиля и формул, присущих парадно-канцелярскому делопроизводству Золотой Орды. Направлявшиеся владыкам исламских стран грамоты вплоть до начала XVIII в. украшались не изображением двуглавого орла, а особым каллиграфическим знаком – тугрой, заимствованной у ханов. Именно на ранней стадии формирования московского государства восточные заимствования шли особенно активно.

Вопросы и задания для самостоятельной работы и самопроверки

1. Конкретизируйте объективные и субъективные факторы распада Киевской Руси как целостного государства.
2. Проведите сравнительно-правовой анализ раннефеодальных княжеств и феодальных (боярских) республик, выявив общее и особенное в социальном и государственном строе.
3. Поясните, в чем заключаются особенности политико-правового развития Золотой Орды и Литовского государства.
4. Какая из двух изложенных выше точек зрения о влиянии Золотой Орды на политико-правовое развитие русских земель, на Ваш взгляд, представляется наиболее аргументированной?

Written by admin

Апрель 12th, 2011 | 4:26 пп