Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Правовая регламентация договоров

Русская Правда повествует о существовании нескольких видов договоров, типичных для древнерусского гражданского оборота: о договорах купли-продажи, займа (отдельно выделялся договор займа между купцами), личного найма.

Стороны (субъекты) договоров должны отвечать требованиям возраста, правоспособности и свободы. Вступление в брак было юридическом «фактором достижения и имущественной самостоятельности лица». Женщина выступает как собственник имущества (вправе совершать сделки). Закреплено влияние на обязательства статуса свободы. Холоп не являлся субъектом правоотношений и не мог отвечать по обязательствам, всю имущественную ответственность нес за него хозяин. Имущественные последствия сделок холопа, совершенных по поручению господина, также ложились на последнего.

В связи с правовой регламентацией договоров возникает и развивается древнерусское обязательственное право, прежде всего обязательства из договоров. Для Русской Правды характерна не только имущественная, но и личная (вплоть до продажи в рабство) ответственность за неисполнение обязательств.
В результате установления частной собственности развивается и наследственное право. По общему правилу наследовать могли только сыновья, отцовский двор переходил к младшему сыну. В наследственном праве отражается сословное неравенство: в порядке исключения имущество боярам и дружинникам, при отсутствии сыновей, могли наследовать и дочери, что было совершенно невозможно для смердов.

В области семейного права происходит переход от семьи языческой (семьи патриархального типа, которая основывалась на частной или на коллективной земельной собственности, возможно, с земельными переделами, с многоженством, беспорядочным сожительством родственников, признанием верховенства мужчины: некоторые жены добровольно предавались смерти при погребении мужей, дети находились в зависимости от родителей) к семье христианской – форме семейных правоотношений после крещения Руси.

Брак, развод, моральные отношения в семье регулировались нормами канонического права. Брак стал церковной прерогативой. Возраст вступления в брак – 14-15 лет для мужчин и 12-13 лет для женщин. Брак, не освященный церковью, считался грехом и мог отразиться на правовом положении потомков. Верховенство мужчины стало частью государственной идеологии. Христианская семья должна была подчиняться таким нравственным канонам, как: трудолюбие, смирение, ответственность перед Богом. Русская Правда упоминает об индивидуальной семье (муж, жена, дети) с личным хозяйством.

Преступление и наказание. Уголовная ответственность наступала после нанесения «обиды» и за «разбой». Древнерусскому уголовному праву (что обычно для древности) была свойственна казуальность (стремление предусмотреть все жизненные ситуации).

Упоминаются преступления против личности и против частного имущества. Однако нет указаний на государственные и некоторые другие преступления (не существовало абстрактного понимания государства и его интересов, вред государству отождествлялся с вредом князю, посягательства против князей рассматривались как тяжкие деяния). К участникам восстаний применялась казнь на месте преступления, часто массовая. Князья в борьбе за власть прибегали к недостойным приемам, но вопрос об ответственности решался в их среде. Измена князю рассматривалась в княжеском окружении и ответственность во многом зависела от расстановки политических сил.

Среди имущественных преступлений основное внимание уделяется краже. Подробно регулируется, какой штраф обязан уплатить уличенный вор за коня, корову, утку, дрова, сено, холопа и т.д. Законодатель, стремясь ничего не упустить, включает в список зерно, ловчих птиц, охотничьих собак и др. Общий принцип: пострадавшему следует полностью компенсировать материальный урон, виновный должен выплатить стоимость украденного и заплатить штраф. Сословная защита имущества встречается редко (за кражу княжеского коня – штраф в 3 гривны, за коня смерда – 2 гривны). В Пространной Правде за кражу коней вор выдавался «на поток и разграбление». Убийство вора на месте преступления не считалось преступлением и наказания не влекло. Все иные виды посягательств на чужую собственность карались штрафами (нарушение земельных границ, сжигание пчельников, поломка чужих вещей) до 12 гривен.

Преступления против нравственности (нарушение брачных обязательств, оскорбление родителей, ссоры между родственниками) составляли юрисдикцию церкви, но сохранялась роль и обычного права (умыкание невесты, позднее умыкание или продажа по сговору).

Правда Ярослава еще допускала кровную месть за убийство. Ярославичи заменили кровную месть вирой (штрафом за убийство). Остальные штрафы именовались продажей. Вира платилась только за убийство свободных людей. Обычная вира у Ярослава составляла 40 гривен. За убийство привилегированных лиц (бояре, огнищане, княжеские конюхи и др.) назначалась двойная вира в размере 80 гривен.

За отсечение руки и, видимо, за убийство женщин назначалось полувирье в размере 20 гривен. За убийство княжеского холопа назначалась продажа в 12 гривен, за убийство холопа (а также, судя по всему, и смерда, хотя многие исследователи считают, что за убийство смерда взималась полная вира) назначалась продажа в 5 гривен.
Устанавливалась продажа за нанесение телесных повреждений (отсечение различных частей тела), за «муку» (не совсем понятно, что это такое, возможно, побои или пытка).

Written by admin

Апрель 12th, 2011 | 4:20 пп