Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

3. Власть и общество

Изменения в социальном составе и настроениях советского общества
В то время как власть цеплялась отжившую малоэффективную экономическую модель развития и черпала идеологические ориентиры из теоретического наследия официальных классиков, общество быстро менялось.
Важнейшим фактором этих изменений была урбанизация страны. Повсеместно распространялась городская культура, которая характеризуется более высоким образовательным уровнем, динамизмом, социальной активностью. Со второй половины 1970-х гг. в городской среде возникали неформальные объединения, которые сначала были ориентированы преимущественно на культурно-спортивную жизнь, а во время перестройки активно включились в политические процессы на низовом уровне.
Произошел кардинальный сдвиг в социальном составе населения страны.
В целом можно сказать, что в советском обществе 1960-х – середины 1980-х гг. постепенно складывалась социальная структура, характерная для постиндустриального общества. По профессиональному составу и уровню образования советское общество не уступало развитым капиталистическим странам. Вместе с тем, система производственных отношений, сложившаяся в первые годы советской власти и отвечавшая технологическому уровню 1920-х–30-х гг., пришла в столкновение с потребностями общества и стала действовать на него разлагающе. Государство фактически консервировало отжившие производственные отношения, руководствуясь идеологическими догмами.
Нараставшее расхождение между идеологическими декларациями и реальной жизнью (видеофрагмент), а также трудности повседневной жизни были почвой для социальной неудовлетворенности. Официально провозглашаемые идеалы и цели не могли вдохновлять, они становились объектом политической игры, формальным признаком благонадежности. Недовольство выражалось, главным образом, в пассивных формах: пьянстве, падении трудовой дисциплины, низкой производительности труда.
В поиске идейных и нравственных ориентиров многие люди стали обращаться к религии, в том числе к нетрадиционным верованиям и учениям.
Наиболее радикальной формой общественного несогласия с советскими реалиями в 1960-70-е гг. стало движение диссидентов. Движение было крайне малочисленным и включало представителей различных взглядов – националистов, анархистов, монархистов и целый ряд других. Общим стержнем, объединяющим организации разных толков, стало правозащитное движение.

Конституция “зрелого социализма”
В 1977 г. была принята новая Конституция. В ней провозглашалось, что в СССР построено «развитое социалистическое общество». «Отмирание государства» отодвигалось на неопределенный срок и делало приоритетной задачу его всестороннего укрепления. Утверждалось, что государство приобрело «общенародный характер» и «власть в СССР принадлежит народу». Система органов государственной власти включала советы народных депутатов всех уровней от сельского до Верховного.
Статья 6 Конституции определяла КПСС как «ядро политической системы». Таким образом, законодательно закреплялся контроль партийного аппарата за деятельностью предприятий и учреждений через первичные организации. В этих условиях членство в партии было практически обязательным фактором любой профессиональной карьеры.
Сохранялись основные положения Конституции 1936 г. о национально-государственном устройстве СССР. Был сделан акцент на сближении наций и народностей, в результате которого, как утверждалось в Конституции, в СССР сформировалась новая историческая общность людей – советский народ.
Были расширены права граждан. Однако реализация на деле демократических прав и свобод, закрепленных Конституцией, упиралась во множество действовавших подзаконных и нормативных актов, которые делали их неосуществимыми.

Written by admin

Сентябрь 4th, 2012 | 4:27 дп