Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Аграрная политика


Сразу после смерти Сталина основным рычагом подъема сельского хозяйства стало повышение материальной заинтересованности колхозников в результатах своего труда. Повысились закупочные цены на продукцию сельского хозяйства, уменьшилось налоговое бремя на личное подсобное хозяйство.
Решение зерновой проблемы связывалось с освоением целины.
В результате принятых мер производство сельскохозяйственной продукции выросло. Улучшилось снабжение городов, выросли доходы колхозников.
Однако усиление «частнособственнических» настроений в деревне противоречило стратегической линии партии на строительство коммунизма. Перспективы развития сельского хозяйства связывались с превращением колхозов в крупные хозяйства индустриального типа. Сохранялся административно-бюрократический стиль управления сельским хозяйством.
В 1958 г. была проведена реорганизация машинно-тракторных станций. Заставив колхозы выкупить технику, государство моментально вернуло себе все средства, вложенные в развитие села за предыдущие годы. Для укрепления колхозы в административном порядке укрупнялись или переводились в совхозы.
В конце 50-х гг. начинается новое наступление на личные подсобные хозяйства.
В начале 1960-х гг. советское сельское хозяйство вступило в стадию очередного кризиса.
Во всех регионах стал остро ощущаться дефицит продуктов. В большинстве городов и рабочих поселков были введены продовольственные карточки. В 1962 г. цены на мясо и масло были повышены на 25-30%. По всей стране прокатилась волна массовых выступлений рабочих. Впервые в 1963 г. были произведены массовые закупки зерна за границей.

Попытки децентрализации экономики
В мае 1957 г. Верховный Совет СССР принял решение о перестройке системы управления промышленностью и строительством. 10 промышленных министерств упразднялись. Их функции передавались созданным на местах совнархозам.
Реформа принесла некоторые положительные моменты в экономическую жизнь страны: активизировалась местная промышленность, налаживались хозяйственные связи внутри регионов. Вместе с тем была подорвана возможность проведения единой технической политики по отраслям. Надстройка над местными совнархозами вертикальных этажей управления привела к разбуханию бюрократического аппарата и снижала возможности оперативного управления экономикой. Возросла роль аппарата ЦК КПСС, который в решающей степени обеспечивал централизованное управление страной.
В 1962 г. была предпринята попытка реорганизации управления колхозной системой на территориальном уровне. В районах, областях и республиках были созданы колхозно-совхозные управления (КСУ).
В том же году обкомы КПСС были разделены по производственному принципу на промышленные и сельскохозяйственные.

Социальная политика
«Коллективное руководство» многое сделало для повышения уровня жизни. Росла зарплата, было введено новое пенсионное законодательство, постепенно увеличивалось производство товаров народного потребления. Настоящий прорыв был сделан в жилищной сфере.
Курс на «повышение благосостояния» в условиях острой нехватки рабочих рук на производстве привел к качественным переменам в трудовых отношениях. Впервые за годы советской власти в практическую плоскость был поставлен вопрос о материальном стимулировании труда. Таким образом, экономическая целесообразность начала понемногу вытеснять заскорузлые идеологические схемы.
В начале 1960-х гг. Хрущев лично поддержал экономиста Е.Г. Ли¬бермана, предлагавшего обратиться к мировому опыту материальной оценки результатов труда. В экономическую теорию стали внедряться идеи хозрасчета и активизации товарно-денежного обращения, качественно новой роли прибыли во всей системе хозяйствования. Речь не шла о переходе к рыночной экономике. Поиски велись по линии совершенствования советской экономической модели.

Written by admin

Сентябрь 4th, 2012 | 4:32 дп