Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Информационные технологии и человеческий капитал

Именно с их помощью происходит не только получение, хранение, преобразование и трансляция информации, но и развитие человека» выработка им новой информации, новых, смысловых ориентиров и ценностей. Тем самым современные информационные технологии служат одним из источников благополучия общества, что существенно меняет характер как экономики, так и личности.

Ядром формирующейся интеллектуальной экономики являются: информационные технологии и человеческий капитал в виде знаний и информации. Если в рамках традиционного капитализма шла борьба за промышленные богатства, то теперь идет борьба за информацию, знания, которые     являются,    основой     богатства.   В этом  особенность информационального капитализма, который, оставаясь капитализмом, приобретает новую форму. В современных условиях информация стала рассматриваться как ключ к современной экономической деятельности — базовый ресурс, имеющий сегодня такое же значение, какое в прошлом имели  капитал, земля  и рабочая сила. Систематическое развитие информационной, компьютерной технологии и проникновение ее в самые разные сферы человеческой деятельности, приводит к формированию глобального  информационного общества. Это объективный процесс, открывающий новые возможности для человека, формирующий нового человека.

Значение того, что происходит в формирующейся глобальной информационной среде для человека сети столь велико, что формируется новый     раздел     гносеологии     (информационная     эпистемология), занимающийся    изучением    природы    информации,    эвристических возможностей        искусственного        интеллекта.      Информационная эпистемология, как раздел философии возникает постольку поскольку заново встают старые кантовские вопросы, в частности, вопрос «что я могу знать?». Новизна проистекает из необходимости учета специфики представленности знания в компьютерных системах. Процесс познания исследуется в контексте технологической обработки информации и знания. Все это открывает новые возможности для продуцирования нового знания и новых правил оперирования информацией. В рамках информационного общества формируется новый человек, живущий в новой информационной среде, умеющий оперировать символами, производящий   знания   посредством   современных, информационных технологий.

В новом обществе главной ценностью становятся знания в форме информации. Вместе с тем, информатизация общества неоднозначна как для общества, так и для личности. Она порождает новые проблемы. Во-первых, информатизация способствует усилению разрыва между индустриально-развитыми странами и теми странами, которые отстают в технологическом отношении, что в свою очередь приводит к нарастанию напряженности в мире в силу взаимосвязи повой  информационной технологии и уровня экономического развития.  

Во-вторых, под влиянием новой технологии растут темпы социальных трансформаций и те страны, которые не успевают за ведущими странами, оказываются в трудном положении. Как отметил Д.Д.Тапскотт: «Эра Сетевого Интеллекта еще и эра потенциального риска. Для отдельных граждан, организаций и обществ, которые не успеют влиться в струю, расплата наступит быстро» . Тем самым формирующаяся новая глобальная информационная среда порождает новые глобальные проблемы, для решения которых требуются стратегические цели, учитывающие императивы XXI века.

Скачкообразное развитие информационных технологий идет вразрез с возможностями человеческого фактора. Еще два с половиной — три десятилетия тому назад мир почти не знал о компьютерах, которые сейчас широко используются. Однако, существует предел человеческих возможностей. Так, сейчас стало очевидно, сто человеческий фактор оказался серьезным препятствием на пути широкого внедрения информационных технологий  не  только  в  развивающихся, но   и   в развитых странах. Большое количество фирм и компаний страдают от переизбытка информации, так как только меньше одной трети персонала этихорганизаций могут воспринимать необходимую информацию и использовать ее. Исследователи часто отмечают, что количество людей, страдающих от депрессии, постоянно растет, так как люди не могут приспособиться к все  более ускоряющемуся темпу изменений в жизни. В целом известно, что формирование личности – сложный нелинейный открытый процесс. На него оказывает влияние множество факторов. Во многом решающим являются функционирующие в культуре формы коммуникации. Не будет в этом плане преувеличением тезис об атрибутивном характере взаимосвязи культуры и современных форм коммуникации, через призму которых человек воспринимает мир, происходящие в нем события.

Written by admin

Апрель 12th, 2011 | 4:11 пп