Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Введение компетенций

Необходимость введения компетенций и компетентностей как показателей нормы качества высшего образования обусловлена разделением понятий «профессионал» и «компетентный человек»

По нашему мнению, целесообразно выделить три измерения педагогической компетенции:

1) знание и понимание – теоретические знания из блока ГСЭ, по педагогике, психологии, из предметной области, делающие возможным понимание мира, задач и целей педагогической деятельности;

2) знание как действовать – способность педагога действовать конкретным способом в соответствии с поставленными целями. Это измерение не исключает знания, но не всегда влечет полное понимание о том, почему конкретные практические навыки педагога работают;
3) знание как быть – измерение, определяющее ценности, личностные характеристики, поведение педагога, уровень его тождественности с учебной и профессиональной группой, желание добиться целей. Специалист-педагог, жаждущий успеха, является, безусловно, более компетентным, чем деморализованный, пассивный учитель с тем же уровнем знаний и навыков.

Все измерения равнозначны и взаимозависимы.

Качество профессионального образования

17.

Компетенция

(англ: competence) Способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.

См. Трудовая деятельность, Профессиональная деятельность, Компетентность, Квалификация

18.

Общая компетенция

 

Способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности.

В разных источниках возможно встретить разные подходы к классификации компетенций и разные их названия и  определения. В частности, как неточный синоним термина «общая компетенция» можно рассматривать термин «общекультурная компетенция». 

См. Трудовая деятельность, Профессиональная деятельность, Вид профессиональной деятельности, Компетентность, Квалификационный уровень

19.

Профессиональная компетенция

 

Способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности

См. Трудовая деятельность, Трудовая функция, Профессиональная деятельность, Вид профессиональной деятельности, Компетентность, Квалификация

20.

Компетентность

 

 (англ: competency, competence) Наличие у человека компетенций для успешного осуществления трудовой деятельности.

См. Трудовая деятельность, Профессиональная деятельность, Компетенция, Общая компетенция, Профессиональная компетенция, Квалификация

21.

Федеральный государственный образовательный стандарт

Нормативный документ, определяющий совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации.

22.

Результаты профессионального обучения (подготовки)

 

(англ: learning outcomes, outputs) 1) Общие и профессиональные компетенции, соответствующие определенному уровню образования и квалификации.
2) Социально и профессионально значимые характеристики качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования.

См. Общая компетенция, Профессиональная компетенция, Уровень квалификации, Профессиональное образование, Профессиональное обучение, Профессиональная подготовка

23.

Контроль результатов обучения

(англ: process of quality control) Процесс сопоставления достигнутых результатов обучения с заданными
в целях обеспечения качества подготовки обучающихся.

См. Результаты обучения (подготовки), Профессиональное образование, Профессиональное обучение, Профессиональная подготовка

24.

Оценка результатов обучения

 

(англ: quality assessment) Процедура определения соответствия  индивидуальных образовательных достижений обучающихся и выпускников профессионального образования требованиям потребителей образовательных услуг.

См. Результаты обучения (подготовки), Профессиональное образование, Профессиональное обучение, Профессиональная подготовка

Структура профессионального образования

25.

Профессиональное образование

(англ: Vocational Education) 1) Организованный процесс овладения определенными видами профессиональной деятельности, обеспечивающий развитие социально и профессионально значимых качеств личности.
2) Результат этого процесса (подготовленность человека к определенному виду профессиональной деятельности, подтвержденная аттестатом или дипломом об окончании соответствующего образовательного учреждения профессионального образования).

См. Вид профессиональной деятельности, Диплом/сертификат

26.

Профессиональное обучение

(англ: Vocational Training) Организованный процесс освоения компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых функций.

См. Компетенция, Общая компетенция. Профессиональная компетенция, Трудовая функция

27.

Профессиональная подготовка

 

(англ: Vocational Education and Training) 1) Организация обучения профессиональных кадров. Различные формы получения профессионального образования
2) Ускоренная форма освоения профессиональных компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых функций (значение соответствует по смыслу ст. 21 гл. 2 Закона РФ «Об образовании»).

См.  Профессиональная компетенция, Трудовая функция, Профессиональное образование, Профессиональное обучение.

Термин также можно отнести к тематической группе « Профессиональное образование и сфера труда»

Written by admin

Март 12th, 2011 | 4:04 пп