Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Структура  профессионального образования

Первый выпуск задает общую структуру словаря. В нем выделено четыре тематические группы:  «Структура  профессионального образования»;  «Организация образовательного процесса»; «Качество профессионального образования»; «Профессиональное образование и сфера труда». Последние две группы отражают сущность изменений, происходящих в современном российском профессиональном образовании, при этом эти процессы напрямую отражаются и на структуре профессионального образования, и на организации образовательного процесса.

Словарные статьи  располагаются по тематическому принципу, кроме того, в них даются ссылки на словарные статьи, родственные по содержанию и дающие возможность получить более полную информацию для раскрытия содержания того или иного термина.

Англоязычные аналоги даются к  терминам в том случае, если такие термины активно используются в зарубежной практике.

В тексте словарной статьи могут быть даны комментарии для полноты описания термина и понимания его трактовки авторами словаря. Отдельно даются ссылки на Закон Российской Федерации «Об образовании», если в его тексте встречается определение того или иного термина.

Термины и определения по тематическим группам

Профессиональное образование и сфера труда


п/п

Термин

Определение

1.

Труд, трудовая  деятельность

(англ: labour) Целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.

См. Профессиональная деятельность, Профессиональная подготовка, Профессия, Специальность.

2.

Профессиональная деятельность

Трудовая деятельность, требующая профессионального обучения, осуществляемая в рамках объективно сложившегося разделения труда и приносящая доход.

См. Труд, трудовая деятельность, Профессиональная подготовка, Профессия, Специальность

3.

Вид  профессиональной деятельности

 

1) Определенные методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования

2) Совокупность трудовых функций, требующих обязательной профессиональной подготовки, рассматриваемых в контексте определенной сферы их применения, характеризующейся специфическими объектами, условиями, инструментами,  характером и результатами труда  

 

См. Трудовая функция, Профессиональная деятельность, Профессиональная подготовка, Объект профессиональной деятельности, Компетенция, Общая компетенция. Профессиональная компетенция, Основная профессиональная образовательная программа.

4.

Профессия (специальность)

 

 (англ: occupation; profession) Общественно признанный относительно устойчивый вид  профессиональной деятельности человека, который определен разделением труда в обществе.

 

Термины «профессия» и «специальность» традиционно используются в русском языке как синонимы, если функции по определенной специальности охватывают всю сферу профессиональной деятельности человека. Однако термин «специальность» может использоваться и в более узком значении – «вид занятий в рамках одной профессии» (инженер-строитель, слесарь-инструментальщик, врач-терапевт)

См. Профессиональная деятельность, Вид профессиональной деятельности

5.

Объект (предмет) профессиональной деятельности

Явление, предмет, процесс, на которые направлено воздействие в процессе трудовой деятельности.

Термины «объект» и «предмет профессиональной деятельности» рассматриваются как синонимы в профессиональной деятельности, связанной с материальным производством, следует развести эти понятия в нематериальной сфере, связанной с научными исследованиями, творчеством и т.п. В этом случае понятие предмета уже понятия объекта и связано со свойствами или отношениями объекта, познание которых важно для решения профессиональных задач.

 

См. Труд, трудовая деятельность, Вид профессиональной деятельности

6.

Область профессиональной деятельности

 

 

 Совокупность видов профессиональной деятельности, имеющая общую основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, в т.ч. средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и соответствующих компетенций для их выполнения

См. Вид профессиональной деятельности, Объект профессиональной деятельности, Трудовая функция, Компетенция.

7.

Трудовая функция

 

 Набор взаимосвязанных  действий, направленных на решение одной или нескольких задач процесса труда

В разных источниках можно встретить другие определения термина «трудовая функция». В данном выше значении понятие трудовой функции используется в профессиональном стандарте и связано с  понятием профессиональной компетенции в федеральных государственных образовательных стандартах профессионального образования, т.к. действия, составляющие трудовую функцию в профессиональном стандарте, подразумевают наличие у работника определенных умений и знаний, а также готовность их применять. 

См. Труд, трудовая деятельность, Профессиональная деятельность, Профессиональная компетенция.

8.

 Квалификация (работника)

 

(англ: qualification) 1) Готовность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности
2) Официальное признание (в виде диплома/сертификата) освоения определенного вида профессиональной деятельности

См. Профессиональная деятельность, Профессия (специальность), Компетентность, Трудовая функция, Компетенция, Уровень квалификации, Диплом/сертификат

9.

Диплом/сертификат

 

(англ: diploma/certificate) Официальный документ, подтверждающий квалификацию работника и дающий право занимать какую-либо должность, заниматься определенной деятельностью;
официальное подтверждение окончания образовательного учреждения профессионального образования (с присвоением соответствующей квалификации) или курсов повышения квалификации;
свидетельство о присвоении ученой степени.

См. Квалификация

10.

Национальная система квалификаций Российской Федерации

 

 

(англ: National Qualifications System of Russian Federation) Национальная система квалификаций Российской Федерации (НСК РФ) представляет собой комплекс взаимосвязанных документов, обеспечивающих взаимодействие сфер профессионального образования и труда в целях повышения качества подготовки работников и их конкурентоспособности на российском и международном рынке труда. Основой Национальной системы квалификаций Российской Федерации является Национальная рамка квалификаций. НСК РФ может также включать  отраслевые рамки квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, национальную систему оценки результатов образования и сертификации, единые для всех уровней профессионального образования механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях.

См. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации, Квалификация, Дескриптор квалификационного уровня, Квалификационный уровень

11.

Национальная рамка квалификаций Российской Федерации
(НРК РФ)

 

(англ: National Qualifications Framework of Russian Federation) Обобщенное описание квалификационных уровней и основных путей их достижения на территории России. Используется в качестве  инструмента сопряжения сфер труда и образования.

 В международной практике — системное и структурированное по уровням описание признаваемых квалификаций. Как правило, различают отраслевые, национальные и международные рамки квалификаций. С помощью рамок квалификаций проводится измерение и взаимосвязь результатов обучения и устанавливается соотношение дипломов, свидетельств/сертификатов об образовании и обучении.

См. Национальная система квалификаций Российской Федерации, Квалификация, Дескриптор квалификационного уровня, Квалификационный уровень

12.

Дескриптор (квалификационного уровня)

 

(англ: descriptor) Обобщенное описание совокупности требований к компетенциям, характеру умений и знаний работника   соответствующего квалификационного уровня НРК РФ. Требования дифференцируются по параметрам сложности деятельности, ответственности и широты полномочий, требующихся в ней.

См. Квалификационный уровень, Национальная рамка квалификаций Российской Федерации

13.

 Квалификационный уровень

 

(англ: qualifications level) Структурная единица/ступень Национальной рамки квалификаций, характеризующаяся совокупностью требований к компетенциям, характеру умений и знаний, предъявляемых к работнику  и дифференцируемых по параметрам сложности деятельности, а также ответственности и широты полномочий, требующихся в ней.

 
См. Дескриптор квалификационного уровня, Национальная рамка квалификаций Российской Федерации. 

14.

Уровень квалификации (работника)

Степень профессиональной подготовленности работника к выполнению определенного  вида  профессиональной деятельности.

Чем выше уровень профессионального образования работника, тем более общий характер имеет это понятие, сложнее класс решаемых профессиональных задач и шире спектр трудовых функций. 

См. Квалификация, Квалификационный уровень, Профессиональное образование, Трудовая функция.

15.

Разряд (аналоги: категория, класс)

Порядковое место в тарифно-квалификационной системе России, определяющее уровень квалификации работника.

См. Уровень квалификации, Квалификация.

16.

Профессиональный стандарт (ПС)

 

(англ: professional/occupational standard) Документ, раскрывающий с позиций объединений работодателей (и/или профессиональных сообществ) содержание профессиональной деятельности в рамках определенного вида экономической деятельности, а также требования к квалификации работников.

См. Профессиональная деятельность, Квалификация.

Данный термин также можно отнести к тематической группе «Качество профессионального образования»

Written by admin

Март 12th, 2011 | 4:03 пп