Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Комптентностный подход, как методологическая основа образовательных стандартов

Актуальность создания словаря обусловлена необходимостью описания процессов обновления понятийно-терминологического аппарата профессионального образования современной России, которые отражают существенные изменения, идущие в самом профессиональном образовании. На всех уровнях образования предполагается внедрение образовательных стандартов, обеспечивающих компетентностный подход, взаимосвязь фундаментальных знаний и практических умений.

Комптентностный подход, как методологическая основа образовательных стандартов нового поколения, создает условия для более эффективного управления качеством профессионального образования и обеспечения соответствия профессиональной подготовки запросам рынка труда. Такой подход подразумевает формулировку целей обучения через компетенции, востребованные в профессиональной деятельности современного работника.

Словарь в целом задуман как серийное издание из нескольких частей, охватывающее в своих первых выпусках тематику, актуальную для российского профессионального образования в настоящее время, это, в первую очередь, модернизация Национальной системы квалификаций, сопряжение сферы профессионального образования и сферы труда.

Это довольно обширная тема, первый и второй выпуски будут посвящены ключевым терминам, создающим понятийную основу модернизационных процессов в российском профессиональном образовании, связанных со стандартизацией профессионального образования и профессиональной деятельности.

Терминология

В дальнейшем планируются выпуски, знакомящие с терминологией, которая характеризует  системы профессионального образования зарубежных стран, процессы международного сотрудничества в сфере профессионального образования, взаимодействие сфер труда и образования в нашей стране и за рубежом. Отдельным выпуском планируется издать термины и определения, связанные со службой занятости, проблемой безработицы, переподготовки кадров, повышения квалификации и опережающего обучения взрослых, которые стали актуальны в последнее время.

Таким образом, задается круг пользователей словарем. Это образовательные учреждения профессионального образования; их администрация; региональные органы управления образованием; разработчики профессиональных образовательных программ, создающихся на основе федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и в рамках организации опережающего обучения взрослых; разработчики профессиональных стандартов; региональные службы занятости; реальные и потенциальные зарубежные партнеры российской системы профессионального образования; работодатели; сами обучающиеся.

Источниками словаря послужили толковые словари, глоссарии, англо-русские словарные издания, вышедшие за последние десять лет, а также словарно-энциклопедическая литература более раннего периода. На основе сравнения трактовок и определений терминов, с методологических позиций компетентностного подхода были даны определения терминов первого выпуска. На содержание словарных статей также повлиял анализ опыта разработки Национальной рамки квалификаций, профессиональных стандартов и образовательных стандартов профессионального образования.

Термины

В центре внимания первого выпуска — термины, вызывающие наибольшую трудность при попытке найти для них общие определения в системе профессионального образования и в сфере труда, при этом составляющие основу профессиональных стандартов и образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования. Это, прежде всего вид трудовой деятельности, профессия, специальность, трудовая функция, компетенция, компетентность и др.

Во втором выпуске словаря предполагается больше внимания уделить терминам, связанным с образовательными стандартами высшего профессионального образования и не вошедшим в первый выпуск (например, «зачетная единица», «профиль подготовки», «бакалавр», «магистр» и др.). Это делается с целью более серьезной проработки материала и качественной его подачи, а также в связи с объективными различиями уровней профессионального образования в их целях, содержании, принципах организации образовательного процесса. Это видно и в различии задач, поставленных перед начальным и средним профессиональным образованием и перед высшим профессиональным образованием в  Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.   

Written by admin

Март 12th, 2011 | 4:03 пп