Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Итерационная модель

Поскольку вклад различных дисциплин в формирование компетенций не одинаков, то, по нашему мнению, только по итогам анализа видов деятельности и компетенций должен определяться перечень и ранг (статус — А,В,С) дисциплин в ГОС или блоке дисциплин.

Редуцирование компетенций как общего критерия качества подготовки педагогов в критерий качества образовательных программ осуществляется с помощью результатов образования.

В университете принята следующая примерная итерационная модель определения числа кредитных единиц (КЕ) по учебной дисциплине, в основе которой лежат результаты образования:

1. Определение числа КЕ путем деления общей трудоемкости по дисциплине в учебном плане на переводной коэффициент (например, 180 часов : 36 = 5 КЕ)
2. Определение «веса» дисциплины (количества значимых результатов образования), исходя из модели компетенций специалиста и квалификационных требований, зафиксированных в ФГОС ВО.
3. Расчет числа КЕ, исходя из результатов и видов учебной деятельности.
4. Обсуждение на кафедре и ученом совете факультета результатов расчета, коррекция количества часов, отводимых на дисциплину в учебном плане.
5. Корректировка числа КЕ по результатам реализации образовательного процесса по дисциплине на основе опросов преподавателей, студентов, наставников, администрации ОУ и др. субъектов.

Другой важный критерий результативности вуза – коррекция деятельности по итогам определения перспективной потребности регионального рынка труда в специалистах – выпускниках университета.

Основные методические подходы

1) определение «потенциальной» потребности в учителях, предполагающей работу на одну ставку (опубликовано в работе [5]);
2) прогнозные оценки необходимой численности педагогов на основе соотношения количества учеников в школе к количеству учителей,
при котором число официально зарегистрированных вакансий в учреждениях приближается к нулю.

Прогнозные исследования выполняются с использованием постоянно пополняемого хранилища данных, содержащего ретроспективные сведения о базовых социально-экономических и демографических показателях в Москве, численности педагогов, учащихся, образовательных учреждениях, объемах выпуска специалистов и др. кластеры информации. В хранилище аккумулируются также результаты социологических опросов. Методология построения прогнозов потребности в кадрах базируется на применении множественного регрессионного анализа, нейросетей и системной динамики, а также на постоянной коррекции моделей по обновляемым ежегодно данным. Прогнозы, выполненные в МГПУ, неоднократно использовались Департаментом образования, Правительством Москвы в процессе подготовки обоснований социально-экономического развития и нормативных документов. В докладе представлены некоторые прогнозные результаты и выводы.

В заключение подчеркнем, что стандартизация педагогического образования должна быть сфокусирована не на потребностях конкретного вуза, а на достижении критерия качества (компетентностей, компетенций), одновременно значимого для личности будущего педагога и партнеров образования (вуза). Серьезный вызов состоит в том, что декларирование в концепции ГОС высшего образования нового поколения требований к уровню подготовки на языке компетенций никак не увязывается с методами реализации образовательной программы и механизмами оценивания компетенций. Именно в этом направлении в рамках предоставляемой автономии вузам России предстоит серьезная работа.

Written by admin

Март 12th, 2011 | 4:01 пп