Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Педагогическая компетентность

Педагогическая компетентность («жесткий критерий») – это способность педагога решать профессиональные задачи и получать необходимые результаты (критерий того, что должно быть выполнено). Компетентности описываются в виде набора требований согласованного с работодателями и профессиональным сообществом квалификационного (профессионального) стандарта к знаниям, навыкам специалиста-педагога. Желательно, чтобы профессиональный стандарт входил бы как составная часть в проект федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).

Педагогическая компетенция («мягкий критерий») – способность специалиста-педагога следовать определенным стандартам поведения (критерий того, как должна быть выполнена педагогическая деятельность).

В процессе апробации компетентностного подхода целесообразно использовать понятийный аппарат управления эффективностью работы. Так, под моделью компетенций подразумевается их полный набор, а также индикаторов поведения для профессии (должности). Поведенческие индикаторы – это стандарты эффективного поведения, которые наблюдаются в действиях педагога, обладающего конкретной компетенцией. Предполагается, что если выпускник университета ведет себя в соответствии с указанными в модели индикаторами, то он достигнет таких результатов в работе, которые соответствуют показателям лучших педагогов. Пороговые компетенции – знания и характеристики поведения, необходимые для допуска к выполнению педагогической работы. Дифференцирующие компетенции – знания и характеристики поведения, которые позволяют отличать наилучших педагогов от средних (плохих) педагогов. Авторами предложены примерные модели поведенческих компетенций «среднестатистического» преподавателя [2].

Кластеры

В существующих проектах ФГОС ВО предполагается выделение двух кластеров компетенций: 1) общие (универсальные) компетенции; 2) профессиональные компетенции. Как представляется в стандарте высшего педагогического образования целесообразно выделить три кластера компетенций [3,4]: 1) общие (ключевые, социально-личностные) – необходимы для любой профессиональной деятельности, должны обеспечивать успешность социального и профессионального бытия выпускника; 2) общепедагогические (базовые) – отражают специфику педагогической деятельности; 3) предметно-ориентированные (специальные).

В университете реализуется следующая последовательность разработки модели компетенций специалиста как нормы качества высшего педагогического образования:

1) общие задачи специальности (направления) подготовки;
2) виды деятельности (в т.ч. характеристики деятельности лучших специалистов);
3) типовые задачи для каждого вида деятельности;
4) формулирование групп (кластеров) компетенций, необходимых для обеспечения видов деятельности;
5) разработка списка компетенций, входящих в каждый кластер;
6) определение списка дисциплин, входящих в блок ГОС и вносящих вклад в формирование компетенций.
7) формирование учебных программ дисциплин, модулей, практик, ИГА как компонентов ООП.

Written by admin

Март 12th, 2011 | 4:00 пп