Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Блок наименования

ГПК ОКОП содержит наименования классификационных группировок образовательных программ: укрупненных групп,  направлений и профилей подготовки.
В блоке наименований для удобства пользования наименования направлений подготовки выделены полужирным шрифтом, а наименования профилей подготовки – курсивом (учитывается, что в соответствии со сложившейся практикой эти наименования в отдельных случаях могут совпадать).

Важнейшими задачами, решение которых обеспечивается через ГПК ОКОП, являются:

  • обеспечение сбалансированности профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров с потребностями рынка труда;
  • обеспечение сопоставимости данных государственной образовательной статистики  с международной статистикой в сфере образования.

Для обеспечения решения первой задачи, состав включенных в классификатор наименований укрупненных групп,  направлений и профилей подготовки должен формироваться как сопоставимый с соответствующими классификационными группировками нового общероссийского классификатора профессий (ОКП), задача разработки которого еще только ставится, и который должен стать системообразующим при разработке российских профессиональных стандартов. ОКП будет разрабатываться как согласованный с новым, введенным с 2001 г. в действие Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД). Таким образом, ОКОП будет в перспективе связан с ОКВЭД через ОКП.

В настоящее время функции ОКП выполняют концептуально устаревшие, но все еще действующие Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) и Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР). Именно на них, в той или иной мере, проецируется профессионально-квалификационная структура подготовки кадров в системе профессионального образования, закрепленная в действующих общероссийских классификаторах ОКСО-04, ОКНПО-95 и ОКСВНК-96.

Поэтому  в настоящее время, чтобы обеспечить преемственность ОКОП с действующими и подлежащими в дальнейшем отмене классификаторами, ГПК ОКОП должна формироваться как преемственная горизонтальным системам классификации указанных классификаторов. Это позволит обеспечить преемственность данных образовательной статистики и планов (контрольных цифр) приема учащихся и студентов в образовательные учреждения всех уровней образования.

Классификационные группировки

В дальнейшем по мере совершенствования профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров в системе профессионального образования с учетом потребностей рынка труда в ГПК ОКОП будут вноситься соответствующие изменения, которые в конечном итоге должны будут обеспечить необходимый уровень сопоставимости классификационных группировок ГПК ОКОП, ОКП и ОКВЭД.

Таким образом, при формировании классификационных группировок ГПК ОКОП предлагается реализовать следующий подход:

  1. За основу ГПК ОКОП берутся соответствующие классификационные группировки ОКСО-04, как наиболее актуального и по факту единственного действующего классификатора в российском образовании. При этом 29 укрупненных групп ОКСО с их оригинальными кодами в полном составе включаются в перечень укрупненных групп ГПК ОКОП.
  2. По мере необходимости классификационные группировки ГПК ОКОП на втором и третьем иерархическом уровнях (направления и профили подготовки) дополняются за счет соответствующих классификационных группировок ОКНПО и ОКСВНК таким образом, чтобы любой действующей профессиональной образовательной программе любого уровня образования мог быть назначен идентифицирующий её классификационный код ОКОП.
  3. Учитывая, что ОКОП охватывает не только профессиональные, но и общеобразовательные программы, а их классификация в российском образовании не использовалась, предлагается для общеобразовательных программ в ГПК ОКОП ввести укрупненную группу «00 Общие программы», коды и названия классификационных группировок которой полностью будут  повторять коды и названия классификационных группировок соответствующей расширенной группы МСКО-97 при минимальной их адаптации с учетом российских особенностей. Таким образом, в части общеобразовательных программ ГПК ОКОП предлагается реализовать в полном мере гармонизированным с МСКО-97.

Укрупненные группы ГПК ОКОП с номерами 01-29  по кодам и наименованиям формируются как идентичные соответствующим кодам и наименованиям укрупненных групп  ОКСО-04, что обеспечивает преемственность новой и действующей систем классификации в российском профессиональном образовании.

Written by admin

Март 12th, 2011 | 3:58 пп