Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Язык гипертекста

Язык гипертекста и аудиовизуальный язык, используемые в мультимедиа-программах, обладают, кроме информационных, це­лым рядом значительных возможностей в области управления познаватель­ной деятельностью, начиная от выбора маршрута, объекта для более детального изучения, чисто кинематографических приемов (укрупнение объекта, сочетание образа, звука и слова для создания необхо­димого эмоционального настроения и пр.) и заканчивая чисто дидактиче­скими (способ изложения информации, вопрос или задание и пр.). Таким образом, авторы, созда­вая виртуальную экскурсию с определенной учебной целью, "программируют" степень выполне­ния ею той или иной функции (информационной или управления познава­тельной культурообразующей деятельностью). Поскольку первая всегда, так или иначе, присуща гипертекстовому аудиовизуальному материалу, в большей мере можно говорить о "программировании" функции управления.

Следует выделить как минимум три типа создаваемых виртуальных экскурсий по степени выраженности функции управления познавательной деятельностью: полного (или жесткого) управления, частич­ного управления, гибкого использования. Первый тип отличается жесткой структурой, четкостью и, вследствие этого, ограниченностью  целей, на достижение которых она направлена и сопровождается конкретными методическими рекомендациями для пользо­вателя, в которых описываются не только задачи, ставившиеся авторами виртуальной экскурсии, но и конкретные способы их достижения. Виртуальные экскурсии второго типа более гибки по структуре и, следовательно, по способу использования. Они хотя и содер­жат достаточное количество управляющих элементов в содержательной структуре, но предполагают главным образом управление процессом позна­ния в целом и не запрограммированы на выполнение конкретных операций или действий. Их управляющий эффект может выражаться в логике, стиле из­ложения информации, создании определенного отношения к предъявляемой информации. Набор  целей, которые ставятся при их создании, более широк, что, соответственно, предполагает и более широкий выбор ва­риантов использования материала данных экскурсий. Третий тип  в наименьшей степени выполняет функ­цию управления, целиком и полностью оставляя ее за пользователем. Задачи, ставящиеся при создании такого рода виртуальной экскурсии, носят в основном информационный характер, а также характер саморазвития, рефлексии в виртуальном мире, диалога с этим миром.

В соответствии с вышеописанными типами виртуальных экскурсий выделяются и три варианта их использования.

Первый, когда пользователь полностью следует логике, заложенной создате­лями виртуальной экскурсии. В этом случае можно говорить о роли преподавателя как посредника в процессе мотивации обучаемых к участию в экскурсии.

При втором варианте использования преподаватель сам ставит дидактические задачи, которые схожи или близки задачам, поставленным авторами виртуальной экскурсии. В соответствии с ними частично или полностью преподаватель исполь­зует данные экскурсии и блоки заданий и вопросов, внося необходимые изменения. В этом случае он осуществляет функцию основного управле­ния познавательной деятельностью обучаемых (а видеоматериалы — функцию дополнительного управления) и использует материал гипертекстового сообщения как средство для достижения поставленных целей.

Использование виртуальных экскурсий

В случае, преподаватель рассматривает предлагаемые материалы как объект для  творчества, рефлексии или средство достижения какой-либо конкретной им поставленной цели, т.е. способ использования и функции этих материалов определяются им самим, но в диалоге с обучаемыми и  «мультимедаматериалом».

Варианты использования виртуальных экскурсий совсем не обязательно соответствуют их типам. И видеоматериал с жестко за­данной структурой (первый тип) при желании может использоваться для ре­шения совершенно иных целей, нежели поставленных его создателями. Это не означает, что эффективность такого использования будет низкой, поскольку педагогическое ма­стерство преподавателя при любых обстоятельствах является главным факто­ром эффективности процесса обучения, а средство, даже самое хорошее, все равно лишь средство. Проблема эффективности использования виртуальных экскурсий не может решаться без условия готовности и умения педагога эти средства использовать, а также наличия соответствующей информационной инфраструктуры образовательного учреждения и адекватной атмосферы в коллективе обучаемых и обучающих.

Written by admin

Март 12th, 2011 | 1:21 пп