Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Качество подготовки специалистов

Мультимедиа

Опыт  использования различных форм мультимедиа продуктов учебного назначения позволяет сказать, что элементы,  образующие мультимедиа обеспечения учебного процесса, должны обладать  определенным набором характеристик:

  • развитой гипертекстовой (гипермедиа) структурой, как в содержательной части,  так и в  структуре изложения (последовательность, взаимозависимость частей), обеспечивая возможность создания дружественного, ясного и удобного интерфейса пользователя;
  • удобной для пользователя системой управления структурой — преподаватель может задать любую форму представления и последовательность изложения материала, что позволяет использовать его для аудиторий разной степени подготовленности и для различных видов учебной деятельности;
  • разнообразием сред, если это методически оправдано, — звук, анимация, видео и графические вставки, презентации и т.п.;
  • наличием средств автоматизации поиска информации,  для чего должны иметься и быть доступными каталоги всего сопровождения (отражаемые в мультимедиа учебно-методическом комплексе к предметной области обучения);
  • модульным или ступенчатым по уровню сложности и расширению материала построением элементов мультимедиа обеспечения с соответствующими переходами и ссылками в гипертексте и гипермедиа (мера, удачно реализующая сочетания и переходы в трех уровнях подготовки: бакалавриат, специалитет и магистратура);
  • доступностью по возможности, несколькими способами (Интернет,  локальные сети, DVD-диск). В этом отношении перспективны «кейс» — технологии;
  • наличием коммуникативного посредника (или агента, персонажа), который позволял бы переключать обучаемого из коммуникации "человек-человек" в коммуникацию "человек-компьютер" (т.е. легко и органично перемещаться из мира реального в мир виртуальный). Этот посредник должен уметь изменяться и подстраиваться под обучаемого, под его способ восприятия учебной информации, под его настроение, под его представление образа "виртуального преподавателя";
  • наличие подсистемы диагностики и контроля знаний, интегрированной в мультимедиа среду.

Качество подготовки специалистов

В аспекте формирования нового качества подготовки специалистов к основным функциям мультимедиа обеспечения, как составной части информационно-образовательного пространства высшего образования могут быть отнесены:

  • информативная, обеспечивающая предоставление открытого доступа к информации и создание условий для интерактивного ее освоения;
  • интегративная, как функция реализации возможных и необходимых межпредметных связей;
  • коммуникационная, при реализации которой мультимедиа среда  выступает как система коммуникаций для поддержания ассоциативных и смысловых связей «внутри» себя, а также с «внешним» информационным пространством;
  • координирующая, отражающая свойство мультимедиа обеспечения фиксировать и представлять во взаимосвязи содержание, адресованное  разным субъектам, прежде всего обучаемым и обучающим;
  • развивающая, связанная с развитием общих когнитивных способностей субъектов образовательного процесса решать поставленные задачи, с формированием у них информационных потребностей, информационно-технологической компетентности и информационной культуры, а также с формированием личных творческих качеств, дающих возможность генерации педагогических идей с целью получения инновационных педагогических результатов;
  • профессионально-ориентирующая, вытекающая из ориентации высшего образования на профиль будущей профессиональной деятельности специалиста;
  • общекультурная гуманистическая, отражающая ценностные основы общества информационной цивилизации;
  • и др.

Мультимедиа обеспечение процесса освоения  знания, как интегрированная среда подготовки специалиста образования,  – это не только лояльность в подаче и структурировании информации, но и возможность постоянного её обновления в условиях социально-культурных и научных перемен, нововведений, открытий, прогнозов и перспектив.

В завершении этого раздела рассмотрим еще одни пример гуманитарной технологии, иллюстрирующей гуманитарные ресурсы информационных технологий – виртуальные экскурсии.

Гуманитарные виртуальные экскурсии определяют решение такой гносеологической и философской проблемы,  как преодоление отрыва уникалий от универсальности, взаимодействие внесознательного и сознательного, образного и понятийного, универсального и уникального, создание ситуаций подготовки принятия человекоориентированных решений.

Written by admin

Март 12th, 2011 | 1:20 пп