Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Информационное обеспечение

Информационное обеспечение определяется целью образовательного процесса, характером будущей профессиональной деятельности, а также предметом, средствами и результатами,  включает  в себя материальные условия, которые уже имеются (информационная инфраструктура, прежде всего — техническое оснащение) и, которые создаются  в процессе информационно-педагогической деятельности (например, научно-методическое обеспечение, в том числе мультимедиа).

Основная цель информационного обеспечения – опережающее отражение профессионально-педагогической деятельности, обеспечение всех потенциальных информационных потребностей субъектов образовательного процесса необходимой информацией. Информационное сопровождение образовательного процесса определяется как «социально, педагогически и технически организованная целостность, в рамках которой протекает информационно-педагогическая деятельность, заключающаяся  в сборе, обработке (аналитико-синтетической), хранении и поиске профессионально значимой информации; предоставлении этой информации всем субъектам образовательного процесса в соответствующее время и в удобной для них форме». Добавим, что сопровождение образовательного процесса  может трактоваться и как помощь субъекту в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия в котором несет сам субъект.

Возрастание роли информационного продукта как тенденция развития информационного общества  определяет потребность в обработке все возрастающих объемов информации, потребность в различных формах восприятия информации, а также потребность в актуальности и точности информации. Умение находить нужную информацию и использовать ее в своей деятельности – обязательное требование, предъявляемое к специалисту любого профиля. Современный специалист должен уметь:

  • определять информационные потребности для решения конкретной задачи;
  • использовать информационные ресурсы с учетом существующих законодательных и этических норм;
  • получать доступ к информационным ресурсам;
  • давать профессиональную оценку информации;
  • использовать найденную в мировых ресурсах информацию при решении профессиональных задач.

Компьютерные и телекоммуникационные технологии позволяют применять в образовании инновационные методы обучения.  Их включение в образовательный процесс создает возможности повышения качества образовательных услуг, но в то же время требует изменения содержания и методов обучения. Степень интеграции информационных технологий и мировых информационных ресурсов в учебный процесс условно можно разделить на 3 уровня.

Уровни

Первый уровень.   Использование различных средств представления учебной информации и мировых информационных ресурсов для решения традиционных образовательных задач на новом качественном уровне. Например, создание электронных учебных пособий и практикумов, применение новых технологий для проведения традиционных лекций и семинаров с использованием презентаций и т.д.

Второй уровень. Реализация учебного процесса с использованием интерактивных средств взаимодействия участников образовательного процесса (технология дистанционного или открытого обучения в глобальной сети). На данном уровне используются телеконференции конференции, форумы, электронные учебно-методические материалы и др.

Третий уровень. Решение принципиально новых задач. Использование интегрированных образовательных сред, где главной составляющей являются не только применяемые технологии, но и содержательная часть, т.е. информационные ресурсы. Сочетание современных средств информатики и  информационных ресурсов позволяет создавать мультимедиа учебно-методические комплексы  нового поколения на базе ресурсов Интернет.  На данном уровне информационные технологии используются как средства доступа к мировым информационным ресурсам, на базе которых строится учебный процесс. Обучение с использованием мировых информационных ресурсов  наполняет учебную программу качественно новым содержанием, позволяет использовать в учебном процессе профессиональные информационные ресурсы, которые доступны специалистам для решения реальных практических задач.

Среди многих возможных направлений развития информационного обеспечения на основе анализа сущностных процессов эпохи глобальных информационных технологий, технической базой которой стал компьютер, а методической — цифровое представление информации, когда  практически все классы информационных ресурсов используют средства мультимедиа, правомерно говорить о необходимости разработки теоретических и практических основ мультимедийного обеспечения (на основе распределенных ресурсов).

Основными формами мультимедиа обеспечения, подтвердившими эффективность использования их при освоении дисциплин различных циклов, являются: электронные учебники, словари; электронные публикации, посвященные инновационным педагогическим технологиям, новостям педагогической науки; виртуальные музеи и экскурсии; мультимедиа презентации курсов, спецкурсов, факультативов; телекоммуникационные педагогические лаборатории; телекоммуникационные педагогические проекты; электронные портфолио и др.

Written by admin

Март 12th, 2011 | 1:19 пп