Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Процесс коллективного обсуждения

В процессе коллективного обсуждения и поиска решения профессиональных проблем, демонстрации и корректировки сценариев взаимодействия в виртуальной среде, рождаются информационные ресурсы особого типа, в которых концентрируются личностно-окрашенные знания.  В сети Интернет один и тот же информационный запрос пользователь обычно удовлетворяет, посещая некоторое количество сайтов, обнаруживая в разных местах либо идентичную, либо представленную в разных структурах информацию. Но это, как правило, «готовые» структуры, которые побуждают воспринимать информацию, как «готовое знание».  Для преобразование информации или «готового знания» в личностно принимаемое, личностно-окрашенное, необходим определенный процесс переработки, персонализации знания. Взаимодействие с другими субъектами, оценивание точек зрения, представление и отстаивание собственной позиции является катализатором этого процесса, средством  «проживания» знания. Основой такого рода сетевой коммуникативной деятельности являются новые аспекты дискурсивной компетенции, т.е. способности строить и понимать целостные коммуникативные процессы в новой среде, формировать необходимые для решения этих задач коммуникативные ресурсы.

Профессиональное развитие неотделимо от личностного развития, в том числе, развития коммуникативных качеств личности в новой сетевой среде. Трансформирование технологий профессиональной деятельности в новых коммуникационных условиях   выдвигает особые требования к подготовленности специалистов гуманитарного профиля. Аспекты этой подготовленности связаны не только с овладением компьютерными средствами, используемыми программными платформами, но еще в большей степени с неизбежными глубинными изменениями в сознании человека, осуществляющего деятельность в среде, насыщенной информационными связями. Актуальны новые измерения профессионально значимой социальной компетенции, заключающейся в «умении и желании взаимодействовать в электронной среде, уверенности в себе и в своих силах для осуществления коммуникации, а также умении помочь другому поддержать общение, способности справиться с ситуациями, возникающими в процессе непонимания партнеров по общению».

Таким образом, явно обозначается инновационный вектор профессионального самосовершенствования педагога, предполагаюший увеличение его коммуникативной роли в виртуальной среде университета, рассматриваемой  как интеллектуально-коммуникативная сеть, расширенная в пространстве телекоммуникаций.

В процессе телекоммуникаций происходит постоянное  взаимовлияние субъектов на виртуальную коммуникативную образовательную среду и развивающейся среды на субъектов.  Индивидуальное и профессиональное самосовершенствование педагога – непрекращающийся процесс, условием протекания которого является потребность к постоянной рефлексии. Коммуникативный профессиональный опыт в электронной среде понимается как совокупность представлений об успешных и неуспешных коммуникативных тактиках, ведущих или не ведущих к реализации соответствующих коммуникативных стратегий. Сетевая среда рассматривается как многофункциональное и гибкое средство реализации профессиональной рефлексии.

Рассмотрим пример информационных технологий для непосредственной работы со студентами. Речь идет об информационном обеспечении образовательного процесса. 

Written by admin

Март 12th, 2011 | 1:18 пп