Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Понятие профессиональной компетентности преподавателя

Ориентируясь в профессиональной информационно-коммуникационной среде, преподаватель, как правило, формирует круг коммуникационных ресурсов, которые он преимущественно использует. В его распоряжении ряд информационных средств, способствующих быстрому и удобному доступу к обновлениям. Сам пользователь может настроить свое рабочее место на получение актуальной информации, не только задав нужную стартовую страницу браузера, сгруппировав ссылки в разделе «Избранное», распределив по группам контакты, но и подключив специальные каналы, по которым будут поступать обновления от необходимых ресурсов. Технологии RSS  и Atom ориентированы на предоставление возможности легко и быстро делиться контентом. Информация из различных источников, представленная в формате RSS и Atom, может быть собрана, обработана и представлена пользователю в удобном для него виде специальными программами-агрегаторами. Организация подобных новостных каналов существенно  меняет привычный способ получения информации, экономит время и избавляет от посещения всех коммуникационных ресурсов, т.к. информация «приходит сама», выдается в удобном единообразном виде.

Опыт коммуникационной деятельности, осуществляемой в целях удовлетворения личностного профессионального информационного и коммуникационного запроса, может быть перенесен в образовательный процесс, хотя возможны ситуации, когда обучающиеся являются проводником инновационной коммуникативной практики. Задачей преподавателя является критический анализ и адаптация открывающихся возможностей к образовательной ситуации с целью получения обогащенного результата.

Структура профессиональной деятельности и ее содержание не остаются неизменными, они изменяются с личностным ростом специалиста, который находит в ней все новые грани, новые смыслы и новые формы. Таким образом, развитие личности стимулирует преобразование профессиональной деятельности, ведет ко все более глубокому пониманию ее смысла.

Понятие профессиональной компетентности преподавателя выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

В качестве технологических условий осуществления профессиональной коммуникации как потенциала профессионального самосовершенствования, можно рассматривать организацию как личного, так и корпоративного коммуникационного пространства. Корпоративная коммуникационная среда может быть представлена веб-представительством образовательного учреждения (порталом, сайтом с набором коммуникационных сервисов и  коммуникационными средствами локальной сети (система электронного документооборота, система управления электронным образовательным контентом, почтовый сервис, социальные коммуникационные сервисы локальной среды и др.).

Коммуникативное поле

С использованием технологий корпоративной коммуникационной среды и свободных коммуникационных средств Интернет, педагог формирует коммуникационное пространство своей профессиональной деятельности. В этом пространстве происходит обмен опытом и диалог с коллегами, демонстрация собственного опыта, участие в жизни сетевых профессиональных сообществ.

При моделировании и проектировании коммуникативного поля в виртуальной среде университета важно создавать коммуникационные пространства  саморазвития и самореализации преподавателей, как пространства диалогического и полилогического взаимодействия.
В процессе сетевой коммуникативной деятельности происходит инновационное развитие специальной профессиональной компетентности вузовского преподавателя. Профессиональное совершенствование и самосовершенствование происходит в следующих аспектах:

  • оценивания коммуникативного  потенциала электронных информационно-образовательных сред различных уровней;
  • формирования и использование коммуникационной ресурсной базы образовательного процесса;
  • построения образовательного процесса с использованием различных моделей телекоммуникацонного взаимодействия с получением  инновационных образовательных результатов.

Эта схема может являться основой построения программы повышения  квалификации для педагогов высшей школы в сфере образовательных телекоммуникаций. Как наиболее эффективный способ освоения новых способов деятельности рассматривается «погружение» в электронную коммуникационную среду. Не только демонстрация, но и разработка индивидуальных или групповых коммуникационных мини-проектов на различной сетевой технологической базе, с сопровождающим обсуждением процесса и результатов их реализации, позволяет соотнести в реальных условиях теоретические положения с практическими возможностями. Залогом дальнейшего внедрения новых коммуникативных подходов в педагогическую практику является не знакомство с технологиями, а формирование личностной готовности активно строить образовательный процесс на обновленной коммуникационной базе, готовности к постоянному поиску и прогрессу в данной области.

Written by admin

Март 12th, 2011 | 1:15 пп