Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Творческие поиски преподавателя

Во-вторых, отсроченность результатов творческих поисков преподавателя. В других сферах результаты деятельности, как правило, материализуются сразу же и могут быть соотнесены с поставленной целью. Результаты деятельности преподавателя воплощаются в знаниях, умениях, навыках, деятельности и поведении будущих специалистов и оцениваются лишь частично и относительно. В силу этого обстоятельства они не могут служить обоснованием решения на каждом новом этапе педагогической деятельности.

Лишь развитые аналитические, прогностические, рефлексивные и другие способности преподавателя позволяют ему на основе частичных результатов прогнозировать результат его профессионально-педагогической деятельности.

В-третьих, сотворчество преподавателя со студентами, коллегами – преподавателями в педагогическом процессе, основанное на единстве цели профессиональной деятельности. Атмосфера (бинарного) творческого поиска в педагогическом процессе выступает мощным стимулирующим фактором. Преподаватель вуза – ученый и педагог как специалист в определенной области знаний, в ходе учебно-воспитательной работы, производственной практики, курсового и дипломного проектирования демонстрирует обучающимся творческое отношение к профессиональной деятельности.

Таким образом, своеобразие современной профессиональной деятельности преподавателя заключается в том, что возвращается истинный смысл, назначение деятельности педагога: введение, поддержка, сопровождение обучающегося, содействие обучению студента. Помочь каждому студенту осознать его собственные возможности, войти в мир культуры выбранной профессии, найти свой жизненный путь – таковы приоритеты современного преподавателя.

Итак, изменение смысла деятельности преподавателя высшей школы привело к необходимости специальной подготовки, что еще раз подчеркивает целесообразность реализации дополнительной образовательной программы «Преподаватель высшей школы», встраивания в ее содержание современных гуманитарных технологий и позволяет сделать вывод о зависимости содержательного наполнения вариативного блока программы от особенностей преподавательской деятельности в ВУЗе, а не от специфики самого ВУЗа.

Подготовка преподавателей

В данном издании его авторы развивают идею продуктивности использования гуманитарных технологий в подготовке преподавателей высшей школы, что будет являться залогом успеха различных мероприятий по модернизации высшего образования, т.к. любые инновационные изменения проявляются в первую очередь в деятельности людей.

Гуманитарные технологии в подготовке преподавателей высшей школы могут быть использованы в двух направлениях. Первое – технологии личностного развития самих будущих преподавателей. Это технологии, направленные на себя, на свое профессиональное и личностное саморазвитие. Но, как показывает практика, и эти технологии в конечном итоге используются в образовательном процессе, в работе со студентами. Второе направление, соответственно, технологии направленные на других и на мир. Это технологии, которые будущие преподаватели осваивают в процессе подготовки и именно с помощью этих технологий они, затем, будут вести соответствующие учебные дисциплины и курсы в вузе. Рассмотрим возможности информационных технологий, их гуманитарный ресурс, как иллюстрацию выделенных направлений.

В современной информационно-образовательной среде меняется стратегия образовательного взаимодействия, существенно возрастает роль преподавателя в не только как носителя социального опыта, но как активного субъекта, изучающего новейшего опыт, проводящего научные исследования, осмысляющего современные тенденции, осуществляющего профессиональную апробацию последних достижений и т.п. Следовательно, преподаватель должен сам активно развиваться в профессиональной сфере, заниматься поиском новых знаний, участвовать в исследованиях. Это связано не только с его профессиональными знаниями и опытом, но и   личностными качествами, влияющими на интерес к нему студентов.

Современная идеология саморазвития строится не на идеологии воспроизводства функционирующей, устоявшейся системы, а на поиске нового, к чему побуждает высокая динамика процессов  становления информационного общества.

Коммуникативная деятельность вузовских преподавателей в электронной среде открывает широкие возможности для профессионального саморазвития, благодаря доступу к постоянно обновляющейся информации. Это не только сетевые публикации, но и живые обсуждения насущных профессиональных проблем. Получая доступ к инновационному опыту, преподаватель может быть уверен, что за текстами стоят люди, которые готовы поделиться этим опытом, отвечать на возникающие вопросы, обсуждать нерешенные проблемы. Отличительным свойством коммуникационных ресурсов в электронной среде являтся добровольность, желание делиться информацией, развивать знание во взаимодействии. В электронной коммуникации первична проблема, а не состав коммуникантов. У педагога всегда есть возможность задать волнующий его профессиональный вопрос и получить ответы тех, кто пожелает его обсуждать. Сам характер циркулирующей в коммуникационных ресурсах информации побуждает к ее критическому осмыслению и дальнейшему поиску.

Written by admin

Март 12th, 2011 | 1:15 пп