Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Педагог-тьютор

Результатом перехода педагога на фасилитационное общение служат:  развитие готовности к самоизменению, саморазвитию и самореализации в области профессиональной деятельности; изменение ценностных ориентации мотивационных установок; осознание собственной оптимистической профессиональной перспективы; повышение культуры управления; преодоление профессиональных кризисов, стагнации деформаций, сопротивление "эмоциональному выгоранию".


       Педагог-тьютор осуществляет педагогическое сопровождение обучающихся. Он разрабатывает групповые задания, организует групповые обсуждения какой-либо проблемы. Деятельность тьютора, как и педагога – консультанта, направлена не на вопроизводство информации, а на работу с субъектным опытом обучающегося. Преподаватель анализирует познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого. Он разрабатывает специальные упражнения и задания, опирающиеся на современные коммуникационные методы, личную и групповую поддержку, продумывает способы мотивации и варианты фиксации достижений, определяет направления проектной деятельности. Общение с тьюторами может осуществляться через тьюториалы, дневные семинары, группы взаимопомощи, компьютерные конференции.

Личностный смысл профессиональной деятельности требует от преподавателя достаточно высокой степени активности, способности управлять, регулировать свое поведение в соответствии с возникшим или специально поставленными педагогическими задачами. Саморегуляция как проявление личности раскрывает природу и механизм таких профессиональных черт личности преподавателя, как инициативность, самостоятельность, ответственность и т.п.

Творческую личность характеризуют такие черты, как готовность к риску, независимость суждений, импульсивность, познавательная «дотошность», критичность суждений, самобытность, смелость воображения и мысли, чувство юмора и склонность к шутке и др.

Преподаватель высшей школы в силу особенностей профессиональной деятельности сочетает научное и педагогическое творчество, безусловно, характер научной деятельности, логика и алгоритм решений научных задач детерменирует алгоритм решения задач педагогически. Однако, как известно, схема творческого процесса в педагогике в общем виде соответствует структуре творчества, вскрытой эвристикой. Это обстоятельство тем более важно подчеркнуть, так как, если в содержательном плане установлен факт соответствия, то в процессуальном отношении обнаруживается ряд особенностей педагогического творчества.

Во-первых, педагогическое творчество более «регламентировано» во времени. Этапы творческого процесса – возникновение педагогического замысла, разработка, реализация замысла и другие, между собой «жестко» связаны во времени, требуют оперативного перехода от одного этапа к другому. Если в деятельности писателя, художника, ученого вполне допустимы, иногда даже необходимы, паузы между этапами творческого акта, то в практической деятельности педагога они чаще исключены. Преподаватель ограничен количеством часов, отводимых на изучение конкретной темы, раздела, он ограничен аудиторным временем и т.д. В ходе лекции, семинарского или лабораторного занятия возникают предполагаемые и неожиданные проблемные ситуации, требующие квалифицированного решения. Качество решения, выбор наилучшего варианта могут ограничиваться в силу указанной особенности, психологической специфики педагогических задач.

Шахматова О.Н. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития педагогов профессиональной школы: Автореф.дисс. … канд. пед. наук.-Екатеринбург, 2000.

Written by admin

Март 12th, 2011 | 1:14 пп