Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Педагоги-фасилитаторы

Педагог – фасилитатор.

«Фасилитация» (от анг. «facilitate»  – облегчать, содействовать, способствовать) – стимуляция и освобождение одновременно. Способ образовательного взаимодействия, при котором все его участники, могут вести себя естественно, принимать других людей и рассчитывать на принятие, стремиться к взаимопониманию и согласовывать свои позиции посредством диалога. Фасилитатор открыт, естественен, относится к студентам с принятием и доверием, пытается взглянуть на проблемы их глазами. Он руководствуется как основной целью интересами студентов и не ставит себе жесткие конкретные цели. 

Педагоги-фасилитаторы, «провоцируют» самостоятельность и ответственную свободу учащихся и при составлении учебной программы, и при постановке учебных целей, и при оценивании результатов учебной работы. В этом случае педагог создает благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного учения, активизирует и стимулирует познавательные мотивы, любознательность, поощряет проявления солидарности и кооперации в учебной работе, а, следовательно, содействует развитию активной личностной позиции и самореализации студентов.

По мнению Э.Ф. Зеера и О.Н. Шахматовой, в состав ключевых квалификаций педагога-фасилитатора должны входить:

    • действенный педагогический гуманизм, присоединение к эмоциональному состоянию учащихся, сопереживание и оказание помощи в преодолении негативных эмоций и субъективных трудностей;
    • социально-коммуникативная компетентность — знания, умения и способности, обеспечивающие личностно-ориентированное общение и педагогическую фасилитацию;
    • социальный интеллект — способность, определяющая продуктивность взаимодействия с учащимися, а также регулирующая познавательные процессы, связанные с отражением социально-психологических отношений;
    • сверхнормативная профессионально-педагогическая активность готовность и потребность в инновационной деятельности, проявление творческой инициативы, превышение нормативных профессиональных функций и должностных обязанностей;
    • социально-психологическая толерантность — терпимость к молодёжному образу жизни и поведению, этническим особенностям; эмоциональная устойчивость и самообладание;
    • педагогическая рефлексия — качество, позволяющее анализировать собственные поступки, знать самого себя и понимать, как учащиеся отражают личностные реакции и когнитивные представления педагога;
    • социальная ответственность — способность к осуществлению самоконтроля и контроля за взаимодействием с учащимися, прогнозирование и коррекция профессионального становления студентов.

Written by admin

Март 12th, 2011 | 1:13 пп