Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Понимание изменений на основе профессиональной педагогической рефлексии

Создание условий, содействующих образованию студента, возможно в том случае, если преподаватель сам готов к пониманию изменений на основе профессиональной педагогической рефлексии, служащей основой его самообразования. Таким образом, функции преподавателя, направленные на себя — осуществление рефлексии и самообразования определяют реализацию ведущей функции профессионально-педагогической деятельности – содействие образованию студента, и потому могут быть квалифицированы как сопутствующие.

Наряду с названными, выделяются соподчиненные функции деятельности преподавателя: функция проектирования, проявляющаяся в деятельности преподавателя в совместном со студентами проектировании индивидуальных образовательных траекторий; управленческая функция, которая реализуется в двух направлениях:

  • участие преподавателя в определении образовательной политики на двух уровнях: на уровне вуза – при проектировании  образовательной программы, программ исследований; на уровне местного сообщества, страны – при участии в общественно-педагогических дискуссиях по актуальным проблемам современного образования;
  • координация деятельности субъектов образовательного процесса (коллег и социальных партнеров преподавателя).

Выделенные функции профессиональной педагогической деятельности педагога неразрывно связаны, прежде всего, с изменением позиции преподавателя в образовательном процессе и овладении им новых ролей. Среди них можно выделить следующие.

Педагог – консультант.

Сущность предлагаемой модели состоит в том, что отсутствует традиционное изложение материала преподавателем, обучающая функция заменяется консультированием, которое может осуществляться как в реальном, так и в дистанционном режиме. Консультирование сосредоточено на решении конкретной проблемы. Предполагается, что консультант либо знает готовое решение, которое он может предписать консультируемому, либо он владеет способами деятельности, которые указывают путь решения проблемы. Консультирование может проходить в различных вариантах: «эксперт» (помощь); «врач» (диагноз и помощь); «менеджер» (помощь и непосредственное участие в решении проблемы).  

Виды консультирования:
1) Индивидуальное консультирование в диалоговом режиме или по переписке (в том числе электронной).
2) Консультирование в режиме группового обсуждения («дискуссионный клуб») проводится по заявленной проблеме в любой из форм либо дистанционного обучения: телеконференция, чаты для минигрупп, конференции в режиме реального времени либо в форме непосредственного общения.
3) Тренинговые формы групповой работы, как в режиме непосредственного общения, так и адаптированные к условиям взаимодействия в Интернет (помощь в самораскрытии, самопрезентации, выработка коммуникативных навыков).

Главная цель преподавателя в такой модели обучения – научить студента учиться.

Written by admin

Март 12th, 2011 | 1:12 пп