Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Профессиональное мастерство преподавателя как педагога

  1. Профессиональная ответственность не только за хранение, передачу и использование специализированной суммы знаний, но и за их приумножение, когда в деятельности преподавателя вуза совмещаются функции обучения и исследования.
  2. Значительная автономность профессии, обусловленная тем, что о научной компетентности преподавателя вуза могут судить только его коллеги, оценивая уровень его квалификации по своим специфическим критериям.
  3. Профессиональное мастерство преподавателя как педагога и ученого не является объектом трансляции, передачи или «купли-продажи», поскольку за эффективность образования в равной степени ответственны как обучающий, так и обучаемый. (Непрофессионалам трудно оценить качество труда преподавателя, поскольку результаты этого труда проявляются не сразу в отличие от других «обслуживающих» профессий – врача, юриста и т.п.).
  4. Мотивация деятельности преподавателя вуза во многом иная, нежели просто получение платы за оказанные услуги. Весьма важным стимулом для него (и это подтверждают данные социологических исследований) является профессиональное признание коллег, тех, кто способен оценить его интеллектуальные усилия и научную компетентность. Это служит и условием сохранения автономии преподавательской профессии, и средством внутреннего контроля и саморегулирования. Результат квалификационной оценки преподавателя вуза – ученая степень и научное звание, присуждаемые научным сообществом профессионалов по данной специальности.

Кроме этого, профессиональная траектория сегодняшних выпускников вуза далеко не так прозрачна, как в прошедшие десятилетия.
Говоря об изменении функций преподавательской деятельности в ВУЗе, и соответственно о подготовке преподавателя высшей школы, хотелось бы актуализировать еще один вопрос – это вопрос профессиональной карьеры преподавателя. Примерно до начала 80-х годов ХХ века успешной считалась та карьера, которая предполагала движение вверх.

Постепенно представление об этом процессе несколько изменилось. И сегодня исследователи проблем образования взрослых выделяют кроме вертикальной, горизонтальную карьеру. Горизонтальная карьера подразумевает возможность смены функций, получения более сложной и интересной работы, расширения поля деятельности, а также приобретения авторитета и уважения среди коллег. Если вертикальная карьера сопровождается повышением заработной платы, то для горизонтальной карьеры это возможно, но не обязательно, однако другие приобретения – корпоративная принадлежность, профессиональные возможности, производственная осведомленность – не менее важны.

Горизонтальная карьера

С идеей горизонтальной карьеры тесно взаимосвязано понятие, которое активно используется в американской профессиональной литературе,период полураспада компетентности единица измерения устаревания знаний специалиста. Она означает продолжительность времени после окончания вуза, когда в результате устаревания знаний, по мере появления новой информации компетентность специалиста снижается на 50%. На рубеже 80-90-х г.г. этот период составлял 5-6 лет для инженеров на предприятиях с передовой технологией, а для медиков и биологов – всего 3-4 года. Таким образом, постоянное овладение новыми знаниями становится для специалиста необходимым условием сохранения его квалификации. Необходимо отметить, что, скорее всего это задача вузовского преподавателя сформировать у своих студентов познавательный интерес к собственной профессии, потребность в постоянном обновлении своих профессиональных знаний, понимание того, что со сдаче государственных экзаменов за курс обучения учеба не завершается, а только начинается, но в других формах и может быть более ответственных, чем сдача такого страшного для студента экзамена. 

На современном этапе развития отечественной системы высшего образования, в профессиональной деятельности преподавателя наряду с традиционными выделяется определенная совокупность новых функций, обусловленных социокультурными факторами. Эти новые функции деятельности преподавателя высшей школы могут быть сгруппированы как ведущие, сопутствующие и соподчиненные.

Ведущей функцией преподавателя является содействие образованию студента (его сопровождение), которое состоит в создании средствами педагогической деятельности условий для проявления самостоятельности, творчества, ответственности обучающегося в образовательном процессе и формирования у него мотивации непрерывного образования.

Функция содействия образованию студента проявляется: в отборе преподавателям содержания образования;в использовании преподавателем гуманитарных образовательных технологий, способствующих становлению компетентностей студентов; в формировании преподавателем открытой образовательной среды; в выборе разнообразных способов оценки и учета достижений обучающихся (студентов)

Written by admin

Март 12th, 2011 | 1:11 пп