Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Образование ориентированное на компетенции

Образование, ориентированное на компетенции

Образование, ориентированное на компетенции, более широкое понятие, чем обучение. В этом случае внимание акцентируется не только на том, что именно изучает человек, но и на том, что происходит в самом человеке в процессе учебы, на том, что позволяет или не позволяет развивать те или иные компетенции. Именно философия компетенций, как уже было отмечено в первом разделе, определяет сегодня модернизацию образования на его различных ступенях. Это доказывает необходимость построения профессионального образования как контекстного, а не академического, образования ориентированного не на передачу готовых знаний, а на обучение находить эти знания и применять их в ситуациях, имитирующих реальные профессиональные ситуации. По свидетельству отечественных исследователей, основное направление обновления профессионального образования в современном мире заключается в том, чтобы найти пути формирования у будущего специалиста деятельностной позиции в процессе обучения, способствующей становлению опыта целостного системного видения профессиональной деятельности, системного действия в ней, решения новых проблем и задач.

Многие инновационные идеи модернизации российского образования содержательно близки к идеям и целям Болонского процесса, в частности, в том, что касается необходимости учета в образовательной политике России общих тенденций мирового развития, делающих востребованными изменения в системе нашего образования.
Традиционно в России и за рубежом преподаватель высшей школы – это ученый, вовлекающий в свою исследовательскую деятельность студентов, аспирантов.

Анализ преподавательской деятельности, проведенный в ряде западных университетов, показал, что в преимущественном внимании к исследовательской деятельности обнаруживаются и отрицательные последствия. Карьера и реноме преподавателя зависят не столько от педагогической деятельности, сколько от участия в исследованиях и, особенно, от числа персональных публикаций. Сколь успешной не была бы педагогическая работа преподавателя, он никогда не станет профессором, не имея собственных научных трудов. Отсюда и формула, распространенная среди преподавателей наиболее престижных американских вузов «Публикуйся или погибай». В результате собственно функции преподавания порой оказываются фактически на втором плане.

Еще в начале ХХ века С.И. Гессен писал об особенностях преподавателя университета и, определяя эти особенности, сформулировал идеи о том, что:

    • Университет есть преподавание через производимое на глазах учащихся исследование;
    • Преподавание курса не должно быть ничем связано, кроме требований, вытекающих из самого существа научной работы. Никакие программы не могут предвидеть, куда приведет преподавателя внутренняя логика его научной работы.
    • Задача университетского преподавателя не в том чтобы учить, а в том, чтобы работать в своей науке. Он не «преподает» свой предмет, а высказывает публично свои научные взгляды – потому он и называется профессором. 

    Развитие исследовательской компетентности

    Безусловно,  это не все идеи, а лишь малая их часть, но и она позволяет понять смысл традиционной подготовки преподавателя вуза – развитие исследовательской компетентности, содействие вхождению в науку. Именно таким образом и строилась подготовка преподавателя для высшей школы в Советском Союзе. Поэтому и специальное обучение будущего преподавателя в условиях плановой экономики, когда профессиональная траектория выпускников вуза была прозрачной и прогнозируемой, не требовала специального обучения. Добросовестные студенты, отлично заканчивающие вуз, имели шанс остаться на кафедре, заниматься исследованием  и, по сути дела, «живя» в научно-педагогической среде, готовить себя к сложнейшей деятельности преподавателя вуза.  

    Но сегодня высшая школа изменилась, она существует не в условиях плановой экономики, а в условиях жесткой конкуренции, в условиях развития новых профессиональных направлений. В частности Т. Парсонс и Н. Сторер, описывая профессию «преподаватель вуза», обращают внимание на следующие ее особенности:

Written by admin

Март 12th, 2011 | 1:11 пп