Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Образовательная технология: от приема до философии

В своей монографии «Образовательная технология: от приема до философии», что система обучения в вузах сегодня по большей части сохраняется в том виде, как она была создана для первых средневековых университетов. Возможно, отчасти это суждение и справедливо, т.к. довольно часто вузы в обучении студентов идут по пути традиционного подхода к обучению. Иными словами, исходят из позиции, что если студенты пришли в вуз учиться, то можно о их мотивации и не задумываться, раз студенты прошли через вступительные испытания, значит они все очень хотят учиться, и если у студента что-то не получается, то причиной тому являются пропуски занятий и его лень. эта позиция далеко не так продуктивна сегодня как в прошлые годы плановой экономики. Студент изменился и должны измениться условия его обучения, та среда, в которой он учится, причем не только информационная, но и личностная.   

Высшее образование, ориентируясь на подготовку специалиста для продуктивной жизнедеятельности в этом обществе, несет определенную ответственность перед студентами за то, насколько успешно оно сможет подготовить их к жизни в пространстве мягких технологий влияния. Это обусловлено тем, что, человек, который не научен процедурам понимания себя, своего жизненного контекста и среды, особенностям сложных и многомерных коммуникаций, в которых он находится, неизбежно становится рабом чужих стремлений и манипуляций. Человек должен иметь больше точек опоры, в том числе — внутри себя. Тогда и бизнес будет успешнее и надежнее. Важно формировать через образование человека понимающего (себя и окружающий мир), который благодаря этой способности сможет успешно проходить процесс социализации как свободная и творческая личность в течение всей жизни.

Личностно-деятельностный подход

Не случайно личностно-деятельностный подход к образованию и освоение гуманитарных технологий становятся базой для обретения компетентности. Как известно, компетентность не сводится к сумме знаний, она являет собой способность действовать, разворачивая знания в определенный технологический порядок, в ходе которого достигается конкретная цель в конкретной штатной или нештатной ситуации.

Сам термин «компетентность», несмотря на свое частое употребление в профессиональной педагогике, достаточно сложен и не имеет однозначного толкования, прежде всего, из-за сложности данной категории как отражения личностных качеств, сознаний, профессиональный умений и моделей профессионального поведения современного специалиста.
Понятие «компетенция» вписывается в историю профессиональной подготовки, изменение в которой всегда взаимосвязано с переменами в экономической сфере. Данное понятие появилось в мире труда и промышленных предприятий и означало способность легко осуществлять профессиональные задачи, которые постоянно менялись  в связи с введением новых технологий. Специалистам нужно было предвидеть трудности, уметь принимать решения, сотрудничать и координировать свою деятельность. В связи с этим появился новый взгляд на человеческие ресурсы, от которых зависела успешность деятельности предприятия. В дальнейшем произошел перенос понятия из одной сферы деятельности в другую, и данный термин стал использовать в литературе по управлению, психологии, педагогике.

Видение компетентности специалиста для ХХI века, по мнению многих ученых, должно основываться на развитии интегративных и аналитических способностей человека. Признаются очень важными способности синтезировать и осуществлять нововведения контекстуального характера, пополнять свои знания в течение всей трудовой жизни и адаптироваться к быстрым изменениям в социальной сфере. Актуальность развития данных способностей диктуется особенностями современной динамики общества.

Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предопределена на весь период его профессиональной карьеры и предусматривает необходимость непрерывного образования, процесса постоянного повышения своей профессиональной компетентности.

Written by admin

Март 12th, 2011 | 1:10 пп