Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Профессионально ориентированные правовые и эколого-экономические дисциплины

Нельзя не сказать о курсе «Профессионально ориентированные правовые и эколого-экономические дисциплины». Данный курс можно рассматривать как средство гуманитаризации образования, но он исчез из минимума содержания 2001 года. В ряде отечественных и зарубежных университетов аналогичные дисциплины вводятся в образовательные программы, усиливая тем самым внимание к формированию экологического сознания будущих специалистов.

В ряде западных университетов вводится новая самостоятельная дисциплина – социальная экология —  основывающаяся на системном подходе к социальным и собственно экологическим проблемам. Ее основные методологические посылки исходят из того, что концепция нашей тотальной власти над природой обнаружила свою полную несостоятельность, что ущерб, наносимый природе антропогенной деятельностью, есть одновременно удар и по самому человеку и что уровень экологической культуры – один их важнейших показателей степени духовности и нравственности как личности, так и всего общества. То есть социальная экология – это, по сути, экология человеческого общения, экология отношений.

Экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения  природной биологической среды, писал Д.С. Лихачев. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и его социальности.

Довольно большой объем в программе занимает раздел «Дополнительные психолого-педагогические  дисциплины по психологии и педагогике высшей школы». На наш взгляд, именно эта дисциплина специальной подготовки наиболее мобильно может отражать изменения в высшем профессиональном образовании, а в контексте данного издания, стать курсом, в рамках которого будущие преподаватели высшей школы осваивают гуманитарные технологии работы со студентами.

Группы гуманитарных технологий

В рамках реализации инновационной образовательной программы разработано концептуальное видение сущности гуманитарных технологий. В деятельности современного преподавателя можно выделить следующие группы гуманитарных технологий:

  • Технологии, направленные на себя, решают, в первую очередь, группу профессиональных задач проектирования и осуществления профессионального самообразования.
  • Технологии, направленные на другого, ориентированы на развитие студентов, на содействие их образованию, на их поддержку в реализации образовательного маршрута.
  • Технологии, направленные на группу, ориентированы на создание условий для взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, например, всех членов студенческой группы.
  • Технологии, направленные на социум, ориентированы на интенсивное развитие и укрепление связей вуза с широкой внешней средой, на расширение круга субъектов образовательного процесса, включая работодателей. 

Освоение этих технологий преподавателями вуза, позволит решить следующие задачи, стоящие перед любым преподавателем высшей школы: инициировать активность студентов; использовать в процессе преподавания способы продуктивной деятельности, работы с разнообразием информационных текстов; стимулировать индивидуальный выбор студентов и содействовать развитию их мотивации к творчеству; обеспечивать в процессе обучения развитие критичности мышления студентов, обмена ценностными суждениями; активизировать сотрудничество в коллективной работе; организовывать самостоятельную работу студентов с разнообразными источниками информации.

Written by admin

Март 12th, 2011 | 1:09 пп