Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Преподаватель высшей школы

Введение дополнительной образовательной программы «Преподаватель высшей школы» обусловлено, прежде всего, тем, что вопросам преподавания в высшей школе необходимо уделять серьезное внимание, как это уделяется во всем мире. Аспиранта необходимо специально готовить к будущей профессионально-педагогической деятельности в высшей школе. Если он становится кандидатом наук, то это не означает, что он готов к преподавательской деятельности в вузе. Поэтому целесообразно разделение двух процессов в общей системе подготовки: научно-исследовательская подготовка и подготовка к преподавательской деятельности.

Таким образом, рассматриваемая программа подготовки преподавателей высшей школы в современных российских условиях выполняет следующие функции:

  1. Является компонентом подсистемы непрерывного образования;
  2. Позволяет преодолеть разрыв между отдельными субъектами системы непрерывного образования, в частности между системой подготовки кадров высшей квалификации и выпускниками этой системы;
  3. Будучи гибкой, способствует реализации единой образовательной политики в России  (программа предлагается сегодня большим числом вузов: классическими университетами практически во всех регионах, педагогическими и техническими университетами, академиями и институтами разного профиля);
  4. По всей вероятности в скором времени она сможет обеспечивать принцип конкуренции между учреждениями, ведущими обучение по ней (особенно при возможности дистантного обучения).

Дополнительная образовательная программа «Преподаватель высшей школы» по сути, появилась в 1997 году, когда Министерством образования РФ был издан приказ «О введениив действие государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника магистратуры для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы»». Вскоре в 2001 году появились новые требования к уровню подготовки. В целом программа усложнилась и увеличилась в объеме учебного времени почти в два раза. Расширился спектр потенциальных потребителей программы: кроме магистрантов она может быть предложена для изучения аспирантам и молодым преподавателям. Программа получила законодательно более высокий статус, о чем говорит документ, получаемый по завершении обучения. И если в первом варианте данная программа рассматривалась как дополнительная квалификация выпускника магистратуры, то в настоящее время она удостоверяется «Дипломом о дополнительном образовании», получаемом на основе высшего образования.

Анализ требований к содержанию дополнительной образовательной программы «Преподаватель высшей школы» в сопоставительном плане позволяет утверждать, что увеличение объема программы повлекло за собой и насыщение ее содержания большим количеством курсов. И в ней появились две дисциплины, которые вступают в некоторое противоречие с временными требованиями к основной образовательной программе аспирантской подготовки. Речь идет о философии и иностранном языке (в объеме требований к кандидатскому экзамену).  А на иностранный язык отводится больше времени. Именно такое содержательное наполнение программы позволяет сделать предположение о том, что дополнительную образовательную программу «преподаватель высшей школы» можно рассматривать как образовательную поддержку аспиранта,  желающего повысить  уровень своей подготовки.

Written by admin

Март 12th, 2011 | 1:09 пп